Пензенский речной флот идет ко дну
05/05/05, «Любимая газета - Пенза», №18,
Первого мая на Суре официально открылась навигация. Впрочем, навигация - это громко сказано. В Пензе всего четыре речных судна - по числу пассажирских катеров, которые в выходные катают горожан по привычному маршруту от Бакунинского моста до Барковки. На днях директор МУП «Горэлектротранс» Владимир Курятников, в чьем ведомстве находится участок речного транспорта, признался, что катера давно выработали свой ресурс и теперь катаются на честном слове. У пензенского речного флота нет перспектив - так считают сами капитаны, но городские власти с этим утверждением не согласны. Накануне первого в этом году рейса на базе участка речного транспорта шла неспешная работа - «Лермонтова» и «Белинского» красили в бело-голубые цвета. Отличить катер имени одного классика от другого человеку незнающему не под силу: таблички с названиями с теплоходов давно сняли. Под начальством Юрия Кавина, который командует участком речного транспорта, девять человек: три капитана, три механика и три сторожа. Любят они свое дело бескорыстно: а как иначе сказать про людей, которые за три тысячи в месяц готовы месяцами колдовать над отработавшими свой век механизмами, чтобы вдохнуть в них новую жизнь и радовать горожан? Кроме «Лермонтова» и «Белинского», возить пассажиров в этом году будут и два других теплохода, оставшихся в строю: «Чайка» и «Сура». Последний шесть лет стоял на приколе, хотя был в исправном состоянии. В отставку его отправили по просьбе пассажиров: из-за маленькой скорости судно, не предназначенное для речных прогулок, передвигалось до Барковки больше чем за час. Сейчас «Сура» снова готовится принять на борт первых гостей. Произойдет это, скорее всего, в День Победы, когда перед праздничным фейерверком на реку выведут все четыре оставшихся в живых теплохода. Прогулка на речном катере в новом сезоне стала в полтора раза дороже - 15 рублей в один конец. «Куда деваться? Наш транспорт убыточный: четыре месяца в году работаем, остальные стоим, - вздыхает Юрий Кавин. - В прошлом году заработали за сезон 180 тысяч рублей, а убытков было тысяч на шестьсот. Да еще солярка в два раза подорожала». Из-за хронических убытков участок речного транспорта в свое время передавали с баланса одного предприятия на баланс другого. За несколько десятков лет он относился то к похоронному бюро, то к управлению коммунального хозяйства. Да и к троллейбусам катера никакого отношения не имеют, но «Горэлектротранс» сейчас официально считается владельцем пензенского речного флота. Недели две назад городское управление транспорта бросило клич среди предпринимателей: не желает ли кто взять теплоход в аренду? Бизнесмены приезжают на базу, осматривают катера и уезжают. Опыт удачного сотрудничества с бизнесом у пензенских моряков уже был: два года назад некий пензенский коммерсант зафрахтовал на все лето «Лермонтова», превратив его в плавучее кафе. Этой весной взять теплоход в аренду на лето собиралась одна из пензенских пивоваренных компаний, но не решилась. Но даже если катера не привлекут внимания бизнесменов, без работы они не останутся: речные корабли может взять в аренду на несколько часов любой желающий. Горожане вовсю пользуются этим предложением, отмечая на катерах свадьбы, дни рождения и прочие праздники. Час аренды теплохода вместе с капитаном стоит тысячу рублей: легко посчитать, что обычная прогулка по Суре приносит речникам куда меньший доход. Поэтому все прошлое лето «Лермонтов» и «Белинский» не переставая зарабатывали деньги, а непригодная для застольных прогулок «Чайка» катала простых пензенцев. Похоже, что именно «Чайка» станет лебединой песней пензенского речного флота: из всех имеющихся теплоходов она самая молодая, курсирует по Суре на протяжении всего девятнадцати лет. Другие катера можно с полным правом называть пенсионерами: по человеским меркам возрасту «Лермонтова», которому на днях исполнилось двадцать пять лет, могут позавидовать кавказские долгожители. Его привезли в Пензу в год московской Олимпиады, и все это время он верой и правдой служил в речной службе, пока на прошлой неделе не появился тревожный симптом - судно дало течь. Катер краном вытащили на берег и течь заварили, но никто не знает, надолго ли хватит возможностей теплохода плавать дальше. Юрий Кавин оценивает состояние катеров как удовлетворительное. «Сезона два-три они еще проходят, но, наверное, не больше», - говорит он. Возможность возникновения несчастных случаев, вызванных техническим состоянием судов, начальник участка речного транспорта исключает, несмотря на то, что на катерах нет ни спасательных кругов, ни плавательных жилетов. «Река у нас неширокая, если что случится, капитан успеет пристать к берегу и высадить пассажиров», - утверждает он, заметив, что чрезвычайных происшествий на катерах за всю их историю не было ни разу. Однако сотрудники участка все равно понимают, что старенькие теплоходы могут подвести в любой момент, поэтому целыми днями ремонтируют свои судна, не жалея рабочего времени. «У моего катера должна быть гарантия 110 процентов, чтобы ничего не случилось, - говорит Лев Гладков, последние пятнадцать лет являющийся капитаном «Чайки». - Но хорошо, если он еще два сезона проработает. Всю зиму я катер ремонтировал, двигатель перебирал по деталям. Но и этого мало: катер положено каждый год вытаскивать на сушу, чистить днище и красить. А у нас даже крана для этого нет, как и ремонтной базы. И я не уверен, что на моей «Чайке», скажем, днище не потечет через пару месяцев, потому что из воды ее не вытаскивали ни разу». На этих катерах история пензенского речного флота, скорее всего, и закончится. Денег на покупку новых теплоходов в городской казне нет. Да и, наверное, не будет: все-таки для небольшого городка, каким является Пенза, иметь собственный речной транспорт - это непозволительная роскошь, учитывая, что с отменой льгот дачники-пенсионеры вряд ли позволят себе добираться до Барковки на катере. Печальный вывод: через пару лет наш город распрощается со своей речной флотилией, которую наверняка отправят на металлолом, как это сделали несколько лет назад с бывшей гордостью пензенского флота - катером на воздушной подушке «Зарница». Его ржавые останки сейчас покоятся на берегу Суры рядом с лодочной станцией. Николай Гусаров знает про речной флот в Пензе почти все: на нем он проработал сорок лет. Начинал капитаном (до этого Николай Михайлович плавал по северным морям), перешел в механики, долгое время командовал участком речного транспорта, а сейчас служит здесь же сторожем. Гусаров вспоминает, что, когда он приехал в Пензу в 1966 году, по Суре уже тогда ходили три пассажирских катера, а позже - пять теплоходов. Как и сейчас, маршрут тогда был один - от Бакунинского моста до Барковки. На каждом причале по дороге на Барковку висело расписание, и капитаны старались строго ему следовать. «Стоило мне опоздать на две минуты, как пассажиры начинали показывать на часы: нехорошо, мол», - с улыбкой вспоминает Николай Михайлович. По словам Гусарова, тогдашние городские власти допустили оплошность, называя речные катера в честь знаменитых людей России. «Обычно такие имена дают трех- и четырехпалубным кораблям, - говорит Николай Гусаров. - Поэтому, когда я перегонял по Волге из Ленинградской области в Пензу «Лермонтова», вышел конфуз, когда я назвал имя судна и вошел в шлюз, а диспетчер долго высматривал на горизонте большой теплоход, который был бы более достоин имени великого поэта». Вероятно, скоро Николаю Михайловичу нечего будет сторожить - катера давно пора списать. Спасти речной флот могут только большие деньги, но это, по большому счету, никому не нужно - ни пензенцам, ни городским властям, ни предпринимателям. Вот и остается речникам дорабатывать последние годы в надежде на то, что техника не подведет. Сергей Поплевин
|