Правительство сделает бензин качественнее и дешевле
29/04/05, РосБизнесКонсалтинг
Впрочем, эксперты сомневаются, что инициативы чиновников по изменению акцизов на нефтепродукты приведут к желаемым результатам Российские министры, думающие над проектом бюджета на следующий год, вчера неожиданно не смогли прийти к общему мнению относительно существенной статьи его доходов – акцизов. Зайдя в тупик при рассмотрении вопроса, чем компенсировать отмену акцизных складов для алкогольной продукции, они решили вернуться к нему отдохнувшими после майских праздников. Впрочем, в отношении акцизов на нефтепродукты чиновники успели принять по крайней мере два судьбоносных решения. Скорее всего, в 2006 г. будет прервана порочная практика индексации топливных акцизов, на которую кивают нефтяные компании, планомерно в течение всего года повышая цены на бензин. Кроме того, было решено ввести ненулевую ставку на прямогонный бензин, который используется злоумышленниками для производства некачественного автомобильного топлива. Однако эксперты сомневаются, что эти меры смогут кардинально изменить ситуацию на бензиновом рынке. Правительство намеревалось вчера решить вопросы по акцизам одним махом, внеся изменения в главы 22 и 26 части II Налогового кодекса РФ. Однако быстрого результата добиться они не смогли. Дискуссия по алкогольной проблеме зашла в тупик. Чиновники не нашли чем компенсировать отмену акцизных складов для алкогольной продукции. В результате к вопросу об изменении акцизов решено было вернуться 14 мая. «Учитывая неоднозначное обсуждение и то, что члены правительства на вчерашнем заседании специальной комиссии в течение нескольких часов три раза поменяли позицию по алкогольным акцизам, предлагаю провести отдельное заседание правительства на эту тему и внимательно проанализировать этот вопрос», – сказал премьер-министр Михаил Фрадков. Впрочем, по другим категориям подакцизных товаров можно было наблюдать завидное единодушие. Предложение Минфина проиндексировать на 9% ставки акцизов на все товары, за исключением нефтепродуктов и сигарет (по сигаретам предлагается более высокая индексация – в размере 15%), а также ставку НДПИ при добыче природного газа, было в целом поддержано. Однако важность заседанию придало вовсе не единодушие министров в отношении сигарет и не их проблемы с алкоголем, а то решение, которое они приняли в отношении акцизов на нефтепродукты. Правительство РФ не намерено индексировать ставки акцизов на нефтепродукты в 2006 году, сообщил в ходе заседания правительства замглавы Минфина Сергей Шаталов. Напомним, что в 2003 г. они повышались на 45%, в 2004 – на 12%, в 2005 – на 8%. Вице-премьер Александр Жуков заявил, что «это разумно – не индексировать акцизы на бензин, это будет одной из мер по сдерживанию роста цен на бензин». Для компенсации недополученных платежей Минфин предлагает ввести ненулевую ставку акциза на прямогонный бензин и установить ее на уровне, аналогичном акцизу на низкооктановый бензин. Эта мера, по мнению ее разработчиков, должна также раз и навсегда решить проблему низкокачественного автомобильного топлива. В настоящее время прямогонный бензин при помощи присадок перерабатывается многими злоумышленниками в некачественное, но дешевое автомобильное топливо. Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза, приветствует решение правительства и частично приписывает его себе в заслугу. «Это результат кампании, которую проводили и мы, и Счетная палата, и ряд нефтяных компаний», – сказал он RBC daily. По его словам, введение ненулевой ставки акциза на прямогонный бензин послужит барьером на пути поставок низкокачественного топлива. «Но окончательно об этом можно будет говорить только после того, как будет определена абсолютная величина акциза. Механизм заработает, только если она будет как минимум равна ставке акциза на прямогонный бензин», – отмечает г-н Сергиенко, сразу добавляя, впрочем, что в действенности другого решения по акцизам на нефтепродукты он сомневается. «Не думаю, что решение не повышать акцизы на топливо существенно повлияет на ценовую ситуацию на рынке нефтепродуктов, – считает исполнительный директор Российского топливного союза. – Ведь в последние годы акцизы на них индексировались по уровню инфляции, что не оказывало существенного давления на цены». Между тем точку зрения участников легального топливного рынка не разделяют опрошенные RBC daily эксперты. Старший консультант Центра фискальной политики Владимир Редькин считает, что введением ненулевой ставки на прямогонный бензин решить вопрос с качеством топлива не удастся. «Поскольку автомобильный бензин из прямогонного делают в основном теневые структуры, введение акциза не увеличит собираемость налогов – нечистые на руку предприниматели как не платили их, так и не будут», – считает он. В то же время инициатива Минфина может ударить по производителям химической продукции, использующим прямогонный бензин в качестве сырья. «Это не вполне уместный метод запрещения производства некачественного бензина. Химические предприятия будут вынуждены покупать сырье по более высокой цене. Есть мнение, что им надо компенсировать возросшие потери, но это только усложнит налоговое администрирование. Это долго и сложно», – говорит эксперт. «Возможно, новыми методами вопрос качества бензина будет решен, но под удар будет поставлена конкурентоспособность продукции отечественных химических предприятий», – соглашается с ним заместитель директора Независимого топливно-энергетического института Сергей Ежов. Эксперты считают, что введение ненулевой ставки на прямогонный бензин говорит не о решимости правительства разобраться с нечистыми на руку производителями топлива, а о его неспособности решить проблему существующими методами. «Этот акциз – следствие слабости контролирующих органов, – сказал RBC daily Сергей Ежов. – Они не способны перекрыть каналы сбыта низкокачественного бензина, вот и решают эту проблему окольными путями. Подобного акциза нет нигде в мире. Более того, получается, что акциз будет введен на промежуточный продукт, в то время как эта фискальная мера применяется к конечным продуктам». А по мнению Владимира Редькина, более рациональным представляется изменение перечня подакцизных товаров. «Сейчас ненулевой акциз взимается с бензинов с тем или иным октановым числом, но было бы лучше, если бы он взимался с любых автобензинов», – считает он. Отдел экономики
|
|
|