СЕРГЕЙ ПЕРЕТЯТЬКО: ПРЕДПРИЯТИЯ РАЗОРЯЮТСЯ ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ЗАДАЧИ ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
СТАНОВЯТСЯ «НЕ ТЕ».
09/02/07, (журнал "PRОМЫШЛЕННИКЪ", № 21)
Директор бывшего пензенского часового завода «Заря» Сергей Перетятько в Пензе - 5 лет, в часовом бизнесе - всю жизнь. Его удачная карьера началась в 15 лет на Угличском часовом заводе (марка «Чайка»), где слесарь-инструментальщик со временем занял кресло директора. В 2002-м команда Перетятько оставил «Чайку» из-за «разногласий с местными властями» и приехал в Пензу, на убыточный к тому времени завод «Заря». За год угличанину удалось сдвинуть «Зарю» с мертвой точки и привлечь стратегического инвестора, московский завод «Мактайм». Справка о «Мактайме» ООО Часовой Завод «Мактайм» образован в 1996 году бывшим сотрудником первого московского завода «Полет» Александром Макаровым. Специализируется на производстве золотых наручных часов с российскими и швейцарскими механизмами, занимает в этом сегменте 1-е место в России. Также изготавливает часы в корпусах из стали, серебряные каминные и настольные часы. В 2004-м купил пензенский завод «Заря», сделав его своим филиалом. Сумма сделки не разглашается. По неофициальным источникам – немногим менее 2 миллионов долларов. Пензенский завод производит комплектующие и механизмы для часов «Мактайм», также продолжает выпуск часов под маркой «Заря». Еще два с лишним года назад «Пензенские часы» «похоронили». Новый владелец – часовой завод «Мактайм» реанимировал предприятие. Расскажите, как удалось привлечь инвестора в убыточную на тот момент компанию? «Похоронили» завод гораздо раньше. К 2002-му, кроме конкурсного управляющего, сидевшего в этом кресле, людей на заводе не было. Мы приняли убыточное предприятие. Акционерами стали питерское ООО «Часпроминвест» и ООО «Аврора» (частные лица), имевшие по 49,5% акций. Один процент акций был у меня. «Мактайм» «вошел в долю» только через год. У компании оказались серьезные «виды» на пензенский завод. С 1 января 2006 года она включила его в свой состав, выкупив все активы и сделав предприятие своим филиалом. По собственной или по Вашей инициативе? Через год после того, наша команда пришла на «Зарю», мы встречались с Макаровым и сделали ему предложение войти в состав акционеров. Но, в конце концов «Заря» вошла в состав «Мактайма». Так что инициативы обоюдные. Скептиков приглашаю посетить предприятие и убедиться, что «все чисто». Осенью 2005 года была выпущена первая партия деталей, которую отправили в Москву, где происходит сборка часов на базе 3133. Команда, которая занималась сборкой этого механизма на «Полете», сейчас перешла на «Мактайм». К январю 2006 года рост объемов производства составил 91,1%. На сегодня мы производим 45 тысяч часов на базе механизмов 2009В, 2014А, 1509В.1, 3133. Кроме того, выпускаем 5 тысяч механизмов и 5 тысяч комплектов. Выпуск продукции увеличивается высокими темпами, несмотря на общий спад в отрасли. Сейчас занимаемся тем, чтобы было, кому эти 100 тысяч производить. Основу составляют специалисты, работавшие на предприятии еще в докризисное время. Когда в 2002 мы прибыли на разоренный завод, пришлось немало потрудиться, чтобы вернуть на «Зарю» рабочих, инструментальщиков. На сегодня главная задача – чтобы они передавали опыт новому поколению, потому что неизвестно, кто завтра встанет у станка. Огромный плюс – то, что в Пензе, в Государственном университете, есть кафедра приборостроения. Мы заключили договор с ПГУ, сотрудники завода читают лекции и присматривают способных студентов. Некоторые приходят к нам на преддипломную практику, кто-то после защиты диплома приходит работать. Вливание «свежей крови» уже почувствовали? Программа двухгодичная. Рассчитываем получить 30-40 молодых специалистов. Получить и удержать – разные вещи Согласен. К тому же рабочие специальности непопулярны, все хотят быть управленцами. Но когда люди узнают, что начальник цеха зарабатывает 10-12 тысяч, а наладчик ЧПУ - 17-20 тысяч, отношение постепенно меняется. И уже бросается в глаза не перекос в соотношении рабочих и нерабочих специальностей, а контраст в оплате менеджерского и рабочего труда. Контраст развития Вашего завода по сравнению с общим падением в отрасли тоже бросается в глаза. На Вас кризис в часовом бизнесе не влияет? Развитие бизнеса в большей степени зависит от политики руководства, чем от внешних условий. У «Мактайма» задача – расширять производство и модельный ряд – это и происходит. У многих сейчас задачи другие: а потому и заводы разоряются. Хотя, надо отдать должное и объективным причинам: часовой рынок России напоминает хаос. Море продукции непонятного происхождения, огромное число контрабандных часов из Китая, швейцарские часы, которые, несмотря на то, что часто подделываются, считаются эталоном качества и стиля – все это накаляет конкурентную среду, делая условия для российских производителей все более и более жесткими. На чем же будет построена Ваша стратегия? Стратегические вопросы – это дело «Мактайма». Сейчас он развивает экспортное направление в своем бизнесе – пытается занять нишу недорогих часов на европейском и американском рынках. Марка «Заря» там, кстати, достаточно известна, но на экспорт будут идти в основном часы со швейцарскими механизмами, пензенские часы составят основу отечественного рынка. А как же швейцарские и китайские фирмы-конкуренты? Будем переоснащать производство, расширять модельный ряд. В ближайших планах – освоить механизм 30 с автоподзаводом и начать выпускать часы с серебряным корпусом. Для этого необходимы колоссальные вложения: в рекламу, в технологии, в персонал. Они, возможно, будут больше тех 100 миллионов рублей, в которые обошлось возрождение предприятия. Пока ничего конкретного в этом направлении сказать не могу. Первоочередные задачи я уже назвал. Это планы завода. А Ваши личные? Все мои планы от завода неотделимы.
|