В России снижены пошлины на автокомпоненты
20/04/05, РосБизнесКонсалтинг
Минпромэнерго, МЭРТ и Минфин договорились о том, что считать промышленной сборкой иномарок в России Как сообщили RBC daily, в минувшую пятницу Минпромэнерго, МЭРТ и Минфин подписали совместный приказ, определяющий понятие «промышленной сборки» и устанавливающий порядок применения данного понятия на территории Российской Федерации. По сути, этот документ стал последним штрихом к постановлению № 166 «О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки». Соответственно, новый режим прихода иностранных автопроизводителей со своими предприятиями в нашу страну вступил в силу уже с 15 апреля. Само постановление предусматривает снижение до 3–5% или полную отмену ввозных пошлин на 61 позицию автодеталей, предназначенных для сборки автомобилей в России. А понятие «промышленная сборка» подразумевает, что юридическое лицо, организовавшее в России сборку автомобилей, берет на себя обязательства постепенно сокращать ввоз в страну комплектующих иностранного производства и поэтапно замещать их отечественными компонентами. По прогнозам, благодаря новым условиям работы для зарубежных автомобилестроителей в нашу страну придут со своими заводами еще не менее десяти автоконцернов, что положительно скажется на качестве продукции отечественного автопрома. В конце марта 2005 г. было принято постановление Правительства РФ № 166, главной мыслью которого являлось снижение таможенных пошлин на ввоз автокомпонентов для промышленной сборки. Но четкого определения промышленной сборки на тот момент не существовало, что затормозило реализацию постановления. В связи с этим Михаил Фрадков поручил Минпромэнерго, МЭРТ и Минфину разработать понятие промышленной сборки и собственно сам порядок его применения. Уже в пятницу, 15 апреля, совместный приказ был подписан министерствами и постановление вступило в силу. Согласно данному приказу, у понятия «промышленная сборка» появились три четких критерия. «Первый – период, за который должен быть налажен цикл сварки, окраски и сборки кузова. Он равен 18 месяцам для действующего производства и 30 месяцам – для вновь создаваемого производства (так называемое «зеленое поле»). Второй критерий – мощность создаваемого производства. Она должна быть не менее 25 тыс. автомобилей в год при режиме работы в две смены. Третий – это сроки и объемы ввоза компонентов по перечню, указанному в инвестиционном соглашении, которые должны быть снижены через 24 месяца после пуска цикла сборки/сварки/окраски на 10% (причем уже без учета «черного» кузова), через 42 месяца снова на 10% и через 54 – еще на 10% (то есть всего на 30% за десять лет. – RBC daily)», – говорится в распространенном во вторник вечером заявлении заместителя министра промышленности и энергетики России Андрея Реуса. В Минпромэнерго с воодушевлением комментируют появление приказа, вносящего ясность в понятие «промышленная сборка». «Перед нами стояла определенная задача – создать инструменты, которые бы помогли трансформировать импорт автомобилей в инвестиции в российский автопром и запуск новых производств. Понятно, что создание нового таможенного режима ввоза комплектующих для сборки автомобилей внутри страны является способом привлечения потенциальных инвесторов. Однако подобный режим не должен ставить существующих российских производителей в менее выгодные по сравнению с их конкурентами условия, – отмечает Андрей Реус. – Разработанный механизм, на наш взгляд, позволит изменить существующую ситуацию – порядок промышленной сборки и комплекс преференций, которым он обеспечивается. В рамках этого режима будет возможен ввоз компонентов по сниженным пошлинам. Воспользоваться им смогут и российские предприятия, поскольку условия для российских и для иностранных инвесторов будут абсолютно одинаковыми». Что касается появления в России новых предприятий иностранных фирм, то, судя по всему, это уже дело ближайшего времени. По крайней мере, отвечая на вопрос: «Начнут ли теперь зарубежные автопроизводители в массовом порядке приходить с производствами в нашу страну?» – помощник министра промышленности и энергетики Станислав Наумов заявил RBC daily следующее: «Сегодня существует порядка десяти крупных проектов, которые готовятся к реализации. Их перевод на режим промышленной сборки позволит увеличить объем производства автомобилей в России в несколько раз». В ИК «Брокеркредитсервис» в целом солидарны с точкой зрения представителей Минпромэнерго. «Пример Toyota и DaimlerChrysler показывает, что желание строить заводы у них есть, но его практическое осуществление зависит от нескольких моментов, в том числе как раз от законодательных новшеств по снижению импортных пошлин на автокомпоненты. Обе компании объявили о своих планах построить заводы с привязкой к конкретной местности, но до сих пор уходят от ответа на прямой вопрос о сроках строительства. По сути это был грамотно срежиссированный PR-ход. Компании как бы говорят этим: да, мы очень заинтересованы в вашем рынке и готовы организовать здесь сборочные предприятия, сделайте и вы шаг нам навстречу, – комментирует RBC daily ситуацию Вячеслав Жабин, аналитик ИК «Брокеркредитсервис». – Однозначно говорить о том, что новый порядок, регулирующий приход зарубежных автопроизводителей в Россию, очень хорош, пока сложно – как он будет работать, покажет время. Но, безусловно, это позитивный момент, который, с одной стороны, позволит обеспечить растущий спрос на иномарки в нашей стране (за Toyota и DaimlerChrysler последуют и другие компании), а с другой – простимулирует производителей автомобилей российских марок повышать качество своей продукции. Дело в том, что за последнее время отечественные автопроизводители пролоббировали два повышения ввозных пошлин на иномарки, но это никак не сказалось на качестве российских автомобилей. Я считаю, что новые условия промышленной сборки иномарок усилят конкуренцию на рынке и это станет хорошим стимулом для отечественных автозаводов». Отдел экономики Михаил Чернов, 20.04.2005
|
|
|