Виртуальная коммерция хочет стать реальной
19/04/05, РосБизнесКонсалтинг
Участники российского рынка электронной торговли предсказывают ему радужное будущее В понедельник состоялась пресс-конференция руководства интернет-магазина Ozon, на которой были представлены итоги его работы в прошлом году, а также стратегия развития на ближайшие два года. По словам представителей Ozon и группы компаний PPE, куда входит интернет-магазин, общая ситуация на рынке электронной торговли России такова, что позволяет прогнозировать его стабильный рост, в том числе и по количеству покупателей, на ближайшие пять лет. Особые надежды возлагаются на регионы, которые сейчас в меньшей степени охвачены дистанционной торговлей. Ozon собирается увеличить там свое присутствие и выйти за рамки виртуального магазина. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), в 2004 г. объем российского рынка электронной коммерции составил 3,2 млрд долл. Из них на сегмент B2B пришлось 442 млн долл., B2C – 662 млн, B2G – 2,130 млрд. Маркетинговое исследование рынка также показало, что Интернет для продажи услуг и товаров использует 61% компаний, а позитивно оценивают этот канал продаж 55% участников опроса. В сегменте B2C основная доля продаж приходится на компьютеры и оргтехнику (около 44%), 27% – на бытовую технику, а 4% – на продажи книг, CD и MP3-дисков. Практически все участники рынка электронной коммерции отмечают его рост: в 2003 г. его объем составлял 937 млн долл., но к первому кварталу 2004 г. превысил 1 млрд. В этом году ожидается его прирост на 50-70%. При этом многие считают, что реальные показатели развития рынка выше – в частности, только по сегменту B2C, по некоторым оценкам, рост составил 2-2,5 раза. Интернет-магазин Ozon присутствует на рынке с 1998 г. и считается одним из крупнейших среди участников online-торговли. В 1999 г. его акции приобрел ru-Net Holdings, а в 2003 г. владельцем магазина стала PPE Group. По итогам 2004 г., озвученным на пресс-конференции, совокупный доход Ozon составил 22,077 млн долл., что в 2,2 раза больше, чем в 2003 г., а чистая прибыль составила 1,2 млн долл. 82% заказов приходится на территорию России, еще 12% – на продажи за рубежом (всего в 2004 г. туда было отправлено 449 тыс. заказов). При этом большая часть российских заказов приходится на Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток и Тюмень. В структуре продаж преобладают книги – на них приходится 41%, затем следуют DVD-диски – 17%, букинистические издания и раритеты – 10%, аудио CD – 8%. В целом за прошлый год интернет-магазин продал 1 млн экз. книг и 125 тыс. DVD-дисков. «Мы увеличили количество наименований с 45 тыс. до 375 тыс., – сообщил собравшимся генеральный директор магазина Владимир Долгов. – В основном это товары культурного назначения». Надо отметить, что большие объемы продаж книг через Интернет обусловлены еще и тем, что оффлайновые дистрибуционные сети не справляются с тем количеством наименований, которое появляется на рынке. До розничных магазинов доходит лишь каждая 5-6 книга. «У нас плохо продается массовая литература, но есть позиции, которые мы можем продать лучше, чем другие, – прокомментировал ситуацию г-н Долгов. – Например, прошлым летом за две недели мы продали 1 тыс. экз. «Кода Да Винчи» Дэна Брауна. Кроме того, ассортимент среднего книжного магазина составляет сейчас коло 20 тыс. названий. Мы же продаем все, что есть на рынке». Владимир Долгов также подчеркнул, что Ozon перестал быть игроком только в online и по продажам «культтоваров» стал конкурировать и с обычными магазинами. Эксперты книжного рынка соглашаются с этим. Так, директор информационно-маркетингового центра «Альвис» Владимир Драбкин полагает, что ситуация в области книжных продаж может играть на руку интернет-продавцам. «Семь-восемь лет назад мы не ожидали, что Интернет займет такое положение, – прокомментировал он RBC daily. – В определенный момент у нас может сложиться ситуация полностью в пользу online-магазинов. Другое дело, что большую роль в этом играет ситуация с доставкой товаров, и не в последнюю очередь – доставка почтой». Кроме того, в России только начинает развиваться электронный банкинг – до сих пор его услугами пользуется сравнительно небольшое число потребителей. Поэтому во многом дальнейшая ситуация будет зависеть от того, каким образом разрешится эта ситуация. Но пока вопрос доставки товаров действительно больной. Вероятность получения заказа в срок в Москве или Санкт-Петербурге куда больше, чем в регионах. Клиентам, проживающим там, пока приходится запасаться терпением. Кроме того, остается открытым вопрос в отношении позиции интернет-магазина на книжном рынке. Ozon в целом для него не слишком большой игрок, по мнению г-на Драбкина, хотя и больше остальных сетевых магазинов. Впрочем, в планах Ozon упрочить свое положение и в том, и в другом сегментах рынка. По словам главного исполнительного директора магазина Клиффа Гонтлетта, у магазина уже отработана доставка в регионы – этот рынок он считает наиболее перспективным. Как г-н Гонтлетт пояснил RBC daily, региональное развитие не означает, что у компании появится много дочерних предприятий-магазинов, но вопросы доставки необходимо будет решить. «Пока нас представляют офисы наших партнеров, но качество их работы мы еще контролировать не можем», – сказал он. А по мнению Владимира Драбкина, развитие розничной структуры магазина так или иначе потребует создания необходимых для этого структур. Весь вопрос, пойдет ли на это Ozon. Пока что речь идет о развитии логистического центра интернет-магазина в Твери. На его строительство было привлечено 2,1 млн долл. заемных средств. «Мы расширяем свою структуру, выходим за рамки виртуального бизнеса, – заявил г-н Гонтлетт. – Поэтому и строим логистическую базу». Отдел компаний
|
|
|