Маркетинг в Пензе: есть и опыт, и проблемы
13/10/06, "Пенза-Онлайн"
Пару лет назад, в обстановке больших надежд и энтузиазма, в атмосфере разговоров о готовности властей сотрудничать с экспертными сообществами, вырабатывать вместе с ними нормативы и регламенты, при Пензенской областной торгово-промышленной палате был статуирован Клуб маркетологов. И, в отличие от многих общественных организаций, этот клуб все это время активно работал: проводились собрания, делались исследования, осуществлялась методическая работа, проводились конкурсы, члены клуба завоевали престижные награды на престижном национальном конкурсе… И вот, очевидно, подошла пора подвести некоторые итоги, оценить пусть и короткий, но уже пройденный путь. Сегодня, 12 октября, в рамках выставки “Пензенская марка” открылась научно-практическая конференция "ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ". Для провинциального региона с его довольно рутинным бытом, мероприятие подобного рода надо бы расценивать как событие: все-таки не каждый день представители одной из интереснейших профессий проводят свои конгрессы; тут могут прозвучать и интересные идеи по развитию региональный экономики, и озвучены свежие технологии по продвижению бизнеса, и так далее, и тому подобное. Тем не менее, народного столпотворения в прохладном зале дворца культуры им. 40-летия октября, отведенного под данное мероприятие, не наблюдалось. Официальные административные лица блистали своим отсутствием – по крайней мере, на открытии конференции и ее первой части (конференция окончится только вечером и не исключено, что кто-нибудь из видных чиновников все-таки заглянет к маркетологам и скажет полагающуюся речь). Не было заметно и первых лиц многочисленных пензенских организаций по поддержке бизнеса, бизнес-клубов, фондов, за исключением, конечно же, Торгово-промышленной палаты. Собственно, большинство присутствующих явно были либо членами Клуба маркетологов и учениками Л.Н.Семерковой – организатора, вдохновителя, руководителя, лидера, наставника Клуба и заведующей кафедры маркетинга ПГУ, либо любознательными работниками малых фирм и различных некоммерческих организаций, пришедших послушать специалистов в такой еще относительно новой для пензенской глубинки сфере деятельности. И в большом и не слишком ярко освещенном зале дворца культуры все они чем-то очень напоминали горстку миссионеров или даже мессий рыночной идеи, собравшихся на свой собор в краткосрочном перерыве мессианских скитаний по дебрям распределительно-административной экономики. В соответствующей тональности звучало и зачинное выступление конференции – доклад Л.Н.Семерковой. Сформулировав очень кратко основную идею маркетинга: “… чтобы страна заняла подобающее положение в мире, мы должны выпускать ту продукцию, которая будет востребована…”, первая леди пензенского маркетинга перешла к главному - к итогам. И вывод №1 – совсем неутешительный: “Маркетинг с трудом внедряется в бизнес… Используются отдельные инструменты, но такого маркетинга, который хотелось бы видеть, мы не видим…” Причины, как всегда, “субъективные и объективные”, и, очевидно, всем понятные: хотя на конференции об этом, разумеется, не говорилось, но все отлично понимают, что в условиях плотного бюрократического “регулирования” предпринимательской деятельности для руководителя любого предприятия “любовь и дружба” с мало-мальски значимым чиновником администрации значит гораздо больше, чем все маркетинговые исследования вместе взятые. Вывод №2 также оказался неутешительным. Не будем дословно цитировать эту часть доклада, но, очевидно, Клуб маркетологов в качестве “экспертного сообщества”, помощника администраций всех уровней в деле развития территорий, воспринят не был. Чиновничество предпочитает обходиться собственными силами, знаниями и видениями сколь угодно сложных задач. Тем не менее, г-жа Семеркова не намерена опускать руки и собирается продолжать работу с истеблишментом, в частности, организовать мастер-классы по маркетингу для глав райадминистраций. Она уверена в том, что “…пока на территории области не будут созданы условия для удовлетворения потребностей населения, мы далеко не шагнем”. Остается только пожелать ей удачи в ее многотрудных начинаниях. Общие итоги: “критической массы” маркетологов в области пока нет; если малый бизнес относится к маркетингу с большим или меньшим энтузиазмом, то у крупного и среднего таковой энтузиазм имеется либо в минимальном количестве, либо отсутствует; маркетинг не допускается в стратегические отрасли планирования, ценообразования, инновации, хотя и предприятия, и область в целом имеет проблемы с привлечением инвестиций. Но есть и позитивные результаты. Очевидно, главный из них – то, что Клуб не распался, Клуб работает, а, значит, идет и целенаправленное нарастание той “критической массы” маркетологов, которая необходима для начала качественных перемен. Очень хорошо доклад Л.Н.Семерковой дополнило выступление одного из наиболее активных членов Клуба, сотрудника компании “ВолгаТелеком” Евгения Копытина. Оно, пожалуй, наиболее точно отразило осмысление роли маркетинга с позиций человека, уже прошедшего серьезную производственную и руководящую практику. Человека, осознавшего, что первоначальные, наполненные студенческим энтузиазмом представления о том, что “маркетинг - это все”, должны меняться в сторону умения выстраивать взаимоотношения с другими функциональными подразделениями предприятия, убеждать коллег, вникать в самые разнообразные производственные мелочи и учитывать их в своих проектах, и т.д., и т.п. С богатейшими возможностями использования Интернета в целях маркетинга участников конференции ознакомил коммерческий директор компании “Пенза-Онлайн” В.А.Любименко. Он отметил, что ведущие интернет-сайты уже превзошли в значительной мере массовые печатные издания как по объему аудитории, так и по эффективности воздействия на целевую аудиторию. Если же рассматривать интернет в целом, как единый комплекс масс-медиа, он уже вплотную приблизился к федеральным телеканалам по объему охваченной аудитории. Не удивительно, что Интернет сейчас – самый динамично развивающийся сегмент мирового медиаркламного рынка, и развитие этого сегмента носит взрывной характер. Если в 2004 году общий его объем составил $13,9 млрд., то 2005 - уже $17 млрд.: рост в 22%. Более того, Интернет опережает традиционные рекламоносители. Так, в США, Канаде, Австрии доля Интернет-рекламы больше доли наружной рекламы. Надо учесть и тот факт, что Интернет имеет самую качественную аудиторию по сравнению с традиционными медиа. Так, высокооплачиваемых россиян в аудитории Интернета в 2 раза больше, чем в среднем по России; 51% пользователей Интернета имеют высшее образование; а для такой все более весомой и обладающей высокой покупательной способностью категории граждан, как офисные работники, Интернет – по сути, единственная доступная медиасреда в рабочее время. К сожалению, в Пензе возможности телекоммуникационных сетей как инструмента маркетинга, как рекламной среды, известны еще недостаточно; они не вошли еще в “плоть и кровь” руководителей и менеджеров многих предприятий, управленцев. А вот для того, чтобы сделать еще один шаг по приближению Интернета к пониманию и освоению потенциальными потребителями и пользователями его возможностей, компания “Пенза-Онлайн” совместно с правительством Пензенской области и выступили зачинщиками первого областного конкурса интернет-сайтов “Регион Онлайн”, который в настоящее время пользуется растущим вниманием всех групп пензенских “интернетчиков” - как разработчиков, создателей сайтов, так и их владельцев. За первую же неделю заявки на участие в “Регион Онлайн” подало свыше четырех десятков юридических и физических лиц; подробности об условиях конкурса, его организаторах и порядке проведения можно узнать на сайте http://konkurs.hosting-online.ru/
|
|
|