Районных экономов – учить! Причем лучше позже, чем никогда…
01/04/05, "Пенза-Онлайн"
Вчера, 31 марта, в Центре переподготовки и повышения квалификации кадров Правительства области прошел семинар с экономистами районных администраций. Тема учебы - передача полномочий по налогообложению малого предпринимательства с областного на муниципальный уровень. Переход этот свершится с 1 января 2006г., но готовиться к нему, просвещать “участников процесса”, надо уже сейчас, т.к. негативный опыт распорядительства муниципальных властей в этой деликатной сфере уже есть. В чем суть данного перехода? В целом, она достаточно проста. Малый бизнес, в огромном своем большинстве, “сидит” на налоге на вмененный доход. До сих пор расчетные коэффициенты для исчисления этого налога утверждались на уровне субъекта Федерации. С будущего года эта прерогатива передается на муниципальный уровень. Нечто подобное уже было на первом этапе введения ЕНВД – в 1999-2002г. Тогда базовую ставку налога назначали на уровне региона, расчетные коэффициенты – на уровне района. А так как разброс значений упомянутых коэффициентов достаточно велик, а русский мужик, особенно – начальник, - меры не знает, то в ряде сельских районов (и нашей богоспасаемой Пензенской области в том числе), бизнес повывелся практически подчистую. Собрания районных представителей поназначали такие коэффициенты, что предприниматели либо бросили свой бизнес, либо бежали в другие районы или даже области, где налоги были пониже. В результате села остались без продуктовых лавок, районные бюджеты – без денег, но зато с чувством глубокого удовлетворения – мол, очередная победа над мировым буржуинством одержана. В 2002г. было сочтено за благо поднять всю схему на уровень выше: базовую ставку стал утверждать федеральный центр, расчетные коэффициенты – региональная власть. Эта схема оказалась намного приемлемее. То ли потому, что чиновники в областных столицах просвещеннее своих сельских коллег, или же нет им (регионально-столичным чиновникам) особого прикладного смысла выдавливать из лавочника в далекой деревне последний рубль. А, возможно, просто потому, что появилось несколько апелляционных инстанций (не договорился предприниматель с местным чиновником – всегда может съездить “в центр” и пожаловаться), но вопрос с ЕНВД постепенно устаканился, и бизнес на селе стал развиваться, нести в глубинку услуги и товары, а в муниципальные бюджеты – рубли. И вот теперь – видимо, в унисон с уже нашумевшей “административной реформой” – ситуация возвращается, по сути, к тому, что было в 1999г. Расчетные коэффициенты ЕНВД будут определяться и утверждаться муниципальными органами власти. Зная, что большая часть нынешних районных “парламентариев” и “слуг народных” вышла из колхозно-совхозной номенклатуры и страшнее собственного предпринимателя-селянина для них только американский империализм, нетрудно догадаться, что может случиться с налогами на малый бизнес на селе. Определенный отрицательный опыт дал уже текущий год. Дело в том, что в 2005г. федеральный центр поднял базовую ставку ЕНВД в 1,5 раза, но зато расширил диапазон расчетных коэффициентов - теперь их числовое значение можно выбрать из числового ряда 0,05 … 1. То есть ныне муниципальные власти могут варьировать размер ЕНВД по 20-кратной шкале. Видимо, в федеральном центре рассчитывали, что районные законотворцы и чиновники используют эту возможность для сохранения приемлемого размера ЕНВД для своих предпринимателей. Но не тут-то было! К тому же в текущем году в губернии решили запустить нечто вроде пробного шара – районы начали передавать свои выкладки на утверждение Законодательному Собранию области напрямик, минуя региональное правительство. Заксобровцы, естественно, проголосовали – процедура там эта отработанная. В результате в ряде районов нашей самой богоспасаемой области размер ЕНВД увеличился в 2,0 – 2,5 раза. Понятное дело, когда пришло время платить эти налоги, предприниматели начали устраивать манифестации, закрывать свои предприятия, штурмовать районные и поселковые управы, бастовать. Муниципальных правителей с опозданием на квартал постигло озарение, засуетились, заговорили о том, что надоб-ноть пересогласовать в Заксобре расчетные коэффициенты. Вот так и случаются “цветные” революции: вчера районный начальник налог назначил, какой ему бог на душу положил, сегодня старушек в суд не пустили послушать, что там говорят о выборах и почему их лишили права голосовать за мэра, на другой день в областном центре милиционер тормознул в час пик битком набитый народом автобус, чтобы проверить у водителя документы. Причем все по букве закона, а потом политологи сидят и дивятся, отчего это народ на улицы вышел? Причем – толпами, толпами, и старухи, и студенты, и те, кто ездит в автобусах, и те, кто в “мерседесах”... Поэтому, чтоб не чесать себе потом политологическую “репу” у разбитого корыта и не искать подстрекателей, учить надо чиновников, учить, и районных экономов в том числе…
|
|
|