ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ “ПРОФЕССИОНАЛЫ РЕГИОНОВ РОССИИ” И УЧАСТНИКОВ III ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА “РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ: ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ОРИЕНТАЦИЮ НА КЛИЕНТА”
17/07/06, По поручению движения “Профессионалы Регионов России” советник движения Ю.Л.Фадеев
Московская область, 27 июня 2006 г. Общественное движение “Профессионалы Регионов России”, в лице участников Третьего Всероссийского форума “Региональный рынок интеллектуальных услуг: пути развития через ориентацию на клиента”, приняли настоящее обращение. Все профессионалы – участники общественного движения “Профессионалы Регионов России”, работающие в сфере аудита, оценки, консалтинга, бухучета, налогообложения, права и других смежных областях деятельности, договариваются о следующих совместных действиях: - довести мнение участников общественного движения “Профессионалы Регионов России” по вопросам реформирования профессиональных рынков аудита и оценки до средств массовой информации и государственных органов, уполномоченных выступать с законодательной инициативой, а также общественных организаций, работающих в данных отраслях. Данное мнение выражается в следующих тезисах: Мы настаиваем на том, чтобы переход от отмены лицензирования к иным методам регулирования рынка аудиторских и оценочных услуг происходил не только с учетом интересов его лидеров, но учитывал мнения специалистов, работающих в средних и мелких аудиторских и оценочных фирмах. Мы настаиваем на том, чтобы переходный период был проработан с учетом всех деталей, и отмена лицензирования в области аудиторской и оценочной деятельности произошла лишь тогда, когда будут внесены в реестр аудиторских организаций, аккредитованных при Минфине России и в реестр оценочных организаций, аккредитованных при Минимуществе России, конкретные СРО, регулирующие и регламентирующие деятельность в данных сферах. Мы требуем при принятии новой редакции Федерального закона “Об аудиторской деятельности” и закона “Об оценочной деятельности в РФ” в обязательном порядке решить проблемы, которые следуют из предложенных в настоящее время разнонаправленных редакциях этих законов: не допустить принятия нормы о полной личной материальной ответственности аудиторов и оценщиков без всесторонней проработки вопроса, тем более вне зависимости от наличия вины. Мы против того, чтобы у наших специалистов могли провести конфискацию личного имущества, предусмотренную данными проектами. Мы требуем, чтобы ответственность была сопоставима с суммой договора на оказание услуг. Мы не хотим быть беззащитными перед злонамеренными и необоснованными претензиями со стороны конкурентов или мошенников. Введение данной нормы может вызвать отраслевые забастовки квалифицированного персонала; не допустить устранения организаций из процесса формирования методологии аудита и оценки, путем лишения их права расширять стандарты, правила и принимать собственные методические материалы, обязательные для аудиторов и оценщиков, работающих в организациях. В противном случае организации потеряют контроль за сотрудниками и превратятся в сообщество вольных аудиторов и оценщиков причем, состоящих в разных СРО. Данная редакция прекращает развитие аудиторского и оценочного рынка на основе международных стандартов. Мы обращаем внимание на то, что при таких изменениях выживут только те крупные аудиторские и оценочные организации, которым по карману финансировать увеличение стоимости бренда; не допустить, лишения аудиторских и оценочных организаций права комплектовать по произыводственной необходимости временные трудовые коллективы на основе гражданско–правовых договоров, учитывая сезонность аудиторского бизнеса; при предоставлении аудиторам – индивидуальным предпринимателям - права проводить обязательный аудит мы требуем поставить их в равные условия с аудиторскими организациями. Например, вменить им в обязанность нанимать не менее четырех аудиторов на постоянной основе, чтобы соответствовать по профессиональному составу организациям (при этом в проекте косвенно предусмотрен запрет на наем аудиторов аудиторами – индивидуальными предпринимателями), и только после этого позволить аудиторам – индивидуальным предпринимателям проводить обязательный аудит; не допустить введения требования обязательного наличия у директора аудиторской фирмы статуса аудитора без переходного периода, так как это приведет к принудительной смене директоров ряда аудиторских фирм, и, как следствие, к ухудшению их системы управления. Не допустить лишения права голоса в СРО руководителей аудиторских и оценочных организаций; предотвратить предоставление СРО исключительного права определения верхних пределов размеров взносов в компенсационные фонды и страховой ответственности при страховании профессиональной ответственности членов СРО и формировании компенсационных фондов. Планируемое переложение всех расходов по обеспечению ответственности с организаций на аудиторов и оценщиков требует защиты их интересов как граждан, в противном случае мы получим сокращение количества профессионалов в несколько раз. В законах регламентировать размер взносов в компенсационные фонды в соответствии с возможностями членов СРО и фактическим выплатам из данного фонда, тем более, что данные расходы не учитываются при расчете налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. В проекте закона регламентировать размер страховой ответственности и страховой премии, соответствующий возможностям члена СРО и фактическим выплатам по данному виду страхования; предотвратить предоставление аудиторским и оценочным СРО исключительного права установления размера обязательных членских взносов в размере, не связанном с увеличением обязательных затрат и повышением качества работы СРО. Формирование системы внешнего контроля качества исключительно за счет штатных сотрудников СРО сделает неотвратимым огромный размер взносов, для финансирования работы контролеров. Предусмотреть в проекте закона проведение контроля над размером взносов со стороны антимонопольных органов; предусмотреть в проекте закона обязательность равномерного распределения нагрузки по привлечению к проверкам аудиторов и аудиторских организаций (оценщиков и оценочных организаций в системе внешнего контроля качества; предусмотреть в проекте закона возможность исключения из аудиторских и оценочных СРО тех членов, которые используют контроль качества как инструмент давления на своих конкурентов в регионах, так как данные факты являются нарушением норм профессиональной этики; не допустить введения единого аттестата аудитора с 1 января 2009 года как единственно признаваемого аттестата. Аудитор, получивший такой “единый” аттестат не сможет одинаково качественно проверить и банк, и промышленное предприятие, и страховую организацию, и внебюджетный фонд, причем в соответствии, как с российскими, так и с международными стандартами. Рекомендовать предусмотреть в проекте закона одновременное признание единого аттестата аудитора и отраслевых аттестатов вплоть до того момента, с которого учет в России будет вестись в организациях любой отрасли по единым стандартам. Только после введения таких единых стандартов может быть осуществлен плавный переход к обязательному единому аттестату аудитора. При этом необходимо учесть, что бессрочные уже выданные аттестаты, должны таковыми и оставаться. Аудиторы должны идти в ногу с российским учетом, а не забегать далеко вперед; предоставить аудиторским фирмам право предоставлять те сопутствующие аудиту услуги, которые эти организации оказывают сейчас, например, по трансформации отчетности в соответствии с МСФО, которые не влекут возникновение конфликта интересов аудитора и аудируемого лица, открыв перечень данных услуг; законодательно предоставить СРО право структурировать стандарты и правила аудиторской и оценочной деятельности, а также правила контроля качества в зависимости от стоимости аудируемых организаций и оцениваемого имущества. Соблюдение многих сегодняшних стандартов уже сейчас требует превышающей разумную трудоемкости; не допустить возможного включения аудиторов и оценщиков в общественные структуры, работающие в других профессиональных отраслях, для целей манипулирования их профессиональными стандартами в интересах работников других профессий. СРО оценщиков и аудиторов должны быть обособленны, а не присоединяться к существующим СРО, работающим в других отраслях; приостановить запрет на право аудитора или аудиторской организации (и, соответственно, оценщика и оценочной организации) состоять в нескольких СРО своего профиля до того момента, пока статус этих СРО не будет закреплен законодательно. Мы считаем, что нельзя перекладывать функции начального регулирования рынка с СРО на аудиторов и оценщиков; сохранить на время переходного периода право на проведение аудита и оценки на основании уже выданных действующих лицензий, по аналогии с аттестатами. Исходя из вышесказанного и для предупреждения кризисного положения на рынке аудиторских и оценочных услуг, поручить участникам общественного движения использовать все доступные средства для изложения своей позиции в отношении поправок к Федеральному закону “Об аудиторской деятельности” и закону “Об оценочной деятельности в РФ”, сформулированных в настоящем обращении, и оказать влияние на формирование единого общественного мнения по этому вопросу. Считать задачу формирования единого мнения и общей позиции региональных специалистов по важнейшим профессиональным проблемам основной на настоящий момент. Участники общественного движения со своей стороны обязуются: содействовать развитию цивилизованного рынка аудиторских и оценочных услуг; бороться с процветанием “черного” и “серого” аудита и оценки; противостоять действиям тех, кто хочет использовать аудиторов и оценщиков в качестве инструмента для устранения конкурентов; активно участвовать в работе по саморегулированию рынка. Общественное движение “Профессионалы Регионов России” благодарит ЗАО “BKR-Интерком-Аудит” за организацию Третьего Всероссийского форума “Региональный рынок интеллектуальных услуг: пути развития через ориентацию на клиента”. Общественное движение “Профессионалы Регионов России” благодарит печатные и электронные средства массовой информации, которые опубликовали настоящее обращение.
|