Проблемы введения режима СРР (“платит звонящий”) в российской отрасли связи
24/06/06, П-OL благодарит пресс-службу Пензенского филиала ОАО ВымпелКом за содействие в подготовке данного материала
С 1 июля 2006 г. в России вводится режим СРР, который приведет к очень значительным изменениям в российской отрасли связи. Для того, чтобы обсудить последствия этого шага, 23 июня руководство Пензенского филиала ОАО “Вымпел - Коммуникации” пригласило в свой офис журналистов. Аналитические материалы прошедшей встречи “П-OL” предлагает вниманию своих читателей. Контекст введения СРР в российской отрасли мобильной связи На сегодняшний день отрасль мобильной связи в России достигла беспрецедентных успехов: • Цены на мобильную связь в России в период 2000-2005 г.г. снижались со среднегодовым темпом 28% и достигли самого низкого уровня в Европе; • Низкие цены явились ключевым фактором, обеспечившим высокий уровень проникновения мобильной связи в России, составивший в 2005 г. 87%; • Рекордные темпы роста уровня проникновения мобильной связи сделали отрасль одним из самых быстрорастущих секторов российской экономики и одним из важнейших плательщиков налогов в федеральный бюджет; С 1 июля 2006 г. в России вводится режим СРР (Саlling Раrtу Рауs), т.е. режим оплаты телефонных разговоров вызывающей стороной, при этом звонок для стороны, принимающей вызов, бесплатен. Сейчас в России действует режим МРР (Моbilе Раrtу Рауs), когда пользователь мобильного телефона платит как за исходящие, так и за входящие звонки с городского телефона. При этом следует отметить, что практически во всех тарифных планах, предлагаемых мобильными операторами, входящие звонки с мобильных телефонов бесплатны уже сегодня. Несмотря на то, что СРР по сути затронет только звонки с городских на мобильные телефоны, изменения, который данный переход вызовет в российской отрасли связи, повлияют самым серьезным образом на всех участников отрасли и их масштаб трудно переоценить. - Во-первых, мобильные операторы потеряют около 10% текущей выручки - именно столько в среднем составляет сегодня выручка от входящих звонков с городских телефонов в общей выручке мобильных операторов; - Мобильным операторам придется полностью пересмотреть свои тарифные планы, т.к. с отменой платы за входящие полностью изменится их экономика и сравнительная привлекательность; - Фиксированным операторам необходимо будет разработать и утвердить в регулирующих органах поминутные тарифы на звонки с городских на мобильные телефоны; Фиксированным операторам необходимо внедрить и отладить работу биллинговых систем, обеспечивающих поминутную тарификацию; - Порядок и механизмы взаиморасчетов между операторами должны быть полностью пересмотрены; необходимо разработать и согласовать тарифы на фиксированное и мобильное завершение, учитывающие весь комплекс интересов и обеспечивающие оптимальное развитие отрасли; - Дополнительно должны быть выработаны схемы взаимодействия операторов по прямым мобильным номерам (номерам АВС) и/или разработаны и внедрены системы оповещения абонентов, совершают ли они звонок на городской (соответственно бесплатно) или прямой мобильный (платно) номер; - Как фиксированным, так и мобильным операторам, вероятно, придется пересмотреть схемы маршрутизации вызовов в зависимости от установленных тарифов на мобильное и фиксированное завершение; - Совместно мобильным, фиксированным операторам и регулятору необходимо решить вопросы перехода на односторонние каналы и их умощнения Абонентам придется пересмотреть сложившиеся схемы общения (например, кто кому звонит), т.к. они уже не будут оптимальными при новой структуре оплаты, что повлечет за собой изменение структуры трафика. Если это изменение будет значительным, оно может привести к необходимости дополнительных инвестиций в увеличение мощности сетей/каналов, а также к неоптимальному использованию уже имеющегося оборудования. Международный опыт введения и функционирования режима СРР СРР - превалирующая в мире система оплаты телефонных разговоров, однако, ее преимущества не всегда однозначны. Сегодня в международной практике применяются оба режима оплаты телефонных разговоров (СРР и МРР), при этом имеются страны, в которых режим СРР был введен одновременно с началом предоставления услуг мобильной связи (например, Германия, Италия, Норвегия, Великобритания, Корея), и страны, в которых первоначально был введен режим МРР, но затем он был сменен на режим СРР (например, Аргентина, Чили, Мексика, Чехия, Монголия, Румыния, Украина). Есть также страны, в которых сохранился режим МРР (например, Канада, США, Сингапур). В целом, наблюдается тенденция к переходу подавляющего большинства стран на СРР, однако, и тот, и другой режим имеют свои преимущества. Преимущества СРР - Оплата звонка вызывающей стороной считается более справедливой, т.к. именно данной стороне необходимо произвести разговор; - Пользователь мобильной связи может лучше контролировать свои расходы, т.к. он больше не должен платить за входящие звонки, на которые у него нет влияния; Стимулируется использование мобильной связи, т.к. мобильные пользователи перестают сбрасывать входящие вызовы, держат свои телефоны включенными, более охотно дают для контактов номер мобильного телефона и т.п. Преимущества МРР - Мобильные сети могут управляться и регулироваться независимо от фиксированных; - Пользователи мобильных телефонов обычно имеют более высокие доходы, чем те, кто таковые еще не приобрел и использует городские телефоны; перенос платы за звонки на пользователей фиксированной связи может привести к ухудшению их жизненного уровня; - Переход на СРР требует значительных инвестиций в обновление оборудования АТС, биллинговых систем и т.п. Нет однозначной позиции, какой режим оказывает более положительное влияние на развитие мобильной связи в стране, т.к. несмотря на то, что СРР в целом ведет к более высокому уровню проникновения, есть ряд свидетельств, что при МРР удельный (т.е. на одного абонента) объем трафика выше. Так, Сингапур, который рассматривал переход от МРР к СРР, решил сохранить режим МРР, т.к. “мало вероятно, что переход на СРР приведет к каким-либо существенным преимуществам” (Telecommunication Management Group, Inc. “F Primer on Mobile Termination Rates”), учитывая высокий уровень проникновения мобильной связи и конкуренции на рынке. В международной практике переход на СРР осуществлялся при низком уровне проникновения мобильной связи и служил основным фактором его роста. СРР - это сложная система взаиморасчетов, которая для успешного функционирования требует соблюдения баланса интересов всех сторон. Имеется значительное количество примеров стран, перешедших от МРР к СРР. Данный переход, осуществленный в основном в 90-х годах, за редким исключением проводился при уровне проникновения мобильной связи менее. Ключевым положительным эффектом введения СРР, таким образом, был резкий рост абонентской базы. Наиболее показательным примером является опыт Украины, где режим СРР был введен в сентябре 2003 г. при уровне проникновения мобильной связи около 11%. • Ключевым эффектом введения СРР, как и в других странах с низким уровнем проникновения, был резкий рост абонентской базы: за первый год функционирования СРР количество абонентов возросло на 120%; • В Украине удельный объем входящего мобильного трафика в течение первых двух лет вырос на 43%. Это, в основном, связано с запретительно высокими тарифами до введения СРР (почти 40 центов за минуту входящего звонка с городского телефона) и, таким образом, снижением общей стоимости звонка более чем в 2 раза, до 19 центов/мин, после введения СРР. • Следует помнить, что оба эти эффекта вряд ли будут иметь сопоставимый масштаб в России по причинам, изложенным ниже. Как показал международный опыт, ключевым для обеспечения положительного влияния СРР на развитие мобильной связи в стране является правильное определение розничных тарифов на звонки с городских на мобильные телефоны и тарифов на завершение вызова на мобильных сетях. Общая схема взаиморасчетов при звонке с городского на мобильный телефон в режиме СРР выглядит следующим образом • Для абонента мобильной связи, принимающего вызов, звонок бесплатный. Абонент фиксированной связи, инициирующий вызов, платит оператору фиксированной связи за каждую минуту разговора в соответствии с установленным розничным тарифом; • Оператор фиксированной связи часть оплаты, внесенной абонентом, перечисляет оператору мобильной связи в виде платы за завершение вызова на мобильных сетях (“мобильное завершение”), т.е. за то, что мобильный оператор предоставил фиксированному право использовать свою сеть для оказания абоненту фиксированной связи услуги связи с абонентом мобильной связи. Уровень розничных тарифов на звонки с городских на мобильные телефоны в Европе сейчас в среднем составляет 22,2 цента США/мин.. Данный уровень, в общем, отражает экономику предоставления данной услуги и в первую очередь (в среднем на 60%) обусловлен стоимостью мобильного завершения. На данный момент в Европе уровень тарифов на мобильное завершение в среднем составляет 13,6 центов США/мин., при этом целевой уровень, который планируется достигнуть не ранее чем к 2008 г., - 10-12 центов США/мин. Как показала многолетняя практика, данный уровень необходим для покрытия затрат мобильных операторов и обеспечения их инвестиций в обновление основных фондов, улучшение качества связи и внедрение инновационных технологий, и более низкие тарифы поставят под угрозу долгосрочное развитие отрасли. Что не менее важно, чем абсолютный уровень тарифов, это то, что этот уровень достигался очень постепенно, чтобы не нарушить экономику мобильных операторов и не затормозить развитие отрасли. Ожидаемое влияние СРР на российскую отрасль связи Введение СРР, вероятно, окажет положительное влияние на развитие мобильной связи в России, однако в значительно меньшей степени, чем в других странах. Как отмечалось ранее, ключевым эффектом введения СРР являлся резкий рост абонентской базы. Однако в России уровень проникновения мобильной связи уже составляет 87%, поэтому потенциал для его дальнейшего увеличения невелик. Это подтверждается и данными маркетингового исследования, охватившего 2400 респондентов в 4 городах России в апреле 2006 г., в соответствии с которым только 6% семей, где еще не все члены имеют мобильные телефоны, более вероятно приобретут мобильные телефоны при введении СРР, чем до этого. Учитывая текущий очень низкий уровень тарифов в России (в среднем тариф на исходящий звонок с мобильного на городской телефон - около 15 центов/мин.), при введении СРР потенциал снижения общей стоимости звонка, ограниченный затратами мобильных и фиксированных операторов, не столь значителен, как, например, в Украине. Более того, операторы уже сегодня предлагают некоторые тарифные планы с бесплатными входящими. Таким образом, текущий объем трафика уже близок к естественному уровню, и, следовательно, ожидать значительного роста удельного объема трафика в результате введения СРР не приходится. Это подтверждается и данными маркетингового исследования, которое показало, что даже при розничном тарифе в 5 центов/мин., который значительно ниже экономической стоимости оказания самой услуги связи, общий объем трафика возрастет всего на 6%, а при тарифе в 12 центов/мин, общий объем трафика вообще не увеличится. Эффект от СРР в первую очередь коснется абонентов мобильных сетей - важно, каково будет изменение тарифов на исходящие вызовы. Принимая во внимание, что при введении СРР резкий рост объемов трафика, как это произошло в других странах, в России маловероятен, мобильные операторы для компенсации выпадающих доходов будут вынуждены поднять тарифы на исходящие вызовы. Насколько значительным будет данное увеличение и определит, каким будет влияние СРР на российскую отрасль связи. Дело в том, что количество вызовов, которое будет затронуто таким повышением, непропорционально выше количества вызовов, которые будут затронуты непосредственно введением СРР. Экономика СРР критическим образом зависит от позиции российских регулирующих органов по вопросу розничных тарифов на звонки с городских на мобильные телефоны • Во-первых, абонентская база пользователей мобильной связи сегодня более чем в 3 раза выше, чем пользователей фиксированной связи; • Во-вторых, вызовы с городских на мобильные телефоны составляют всего 5-10% в общем объеме звонков абонентов фиксированных сетей. Все остальные как исходящие, так и входящие вызовы пользователей городских телефонов не будут затронуты введением СРР. С другой стороны, объем звонков с городских на мобильные телефоны для пользователей мобильных телефонов сегодня также составляет всего 5-10% в общем объеме вызовов, поэтому отмена платы за эти звонки не столь существенна, как возможное повышение стоимости всех исходящих вызовов мобильных абонентов. Более того, учитывая эластичность спроса на услуги мобильной связи, повышение цен, которое позволит компенсировать выпадающие доходы, может быть очень существенным. Так, для компенсации 1% потерянной выручки мобильным операторам необходимо поднять цены на 3-4%. До сих пор отрасль мобильной связи была одной из немногих инфляционно-сдерживающих отраслей, и резкое повышение тарифов на мобильную связь может привести к витку инфляции. Размер увеличения тарифов на исходящие вызовы будет определяться исключительно объемом выпадающих доходов, которые придется компенсировать мобильным операторам. Последний в свою очередь определяется уровнем тарифа на мобильное завершение, т.к. за каждую минуту звонка с городского на мобильный телефон вместо платы мобильного абонента за входящий вызов после введения СРР мобильные операторы будут получать плату за мобильное завершение от фиксированных операторов. Разница между этими двумя тарифами и есть “потерянные” в результате введения СРР доходы мобильных операторов. В худшем сценарии пострадают как мобильные операторы, так и мобильные абоненты. При этом выигрыш фиксированных операторов и абонентов будет незначительным. В соответствии с текущими нормативными документами в России тарифы на мобильное завершение не являются регулируемыми, однако, розничные тарифы для абонентов фиксированной связи подлежат государственному регулированию. Фиксированные операторы на основе предложенного мобильными операторами тарифа на мобильное завершение должны сформировать розничный тариф и утвердить его в регулирующих органах. Таким образом, если регулирующие органы займут жесткую позицию, что розничные тарифы на звонки с городских на мобильные телефоны должны быть низкими, де-факто это будет означать и низкие тарифы на мобильное завершение. Ряд представителей МИТС уже высказал позицию, что розничный тариф должен быть 3 цента США/мин, при тарифе на мобильное завершение в 1,5 цента США/мин. При таком варианте часть трафика мигрирует с мобильных на городские телефоны, и мобильные операторы вынуждены будут очень значительно поднять цены на исходящие звонки, чтобы компенсировать доходы, выпадающие не только в результате отмены платы за входящие, но и в результате миграции трафика, а также чтобы профинансировать кросс-субсидирование услуги мобильного завершения, т.к. такие низкие тарифы не будут покрывать затраты мобильных операторов на предоставление данной услуги. Если данное намерение будет реализовано, российская отрасль мобильной связи потеряет около 1,1 млрд. долл. США, или 10% выручки, что приведет к сокращению капитализации отрасли на 6-7 млрд. долл. США, или почти 20%. Более того, ожидаемый уровень потерь мобильных операторов приведет к сокращению налоговых поступлений на 300-400 млн. долл. США. При этом оцениваемая дополнительная выручка фиксированных операторов составит всего около 200 млн. долл. США, что несопоставимо с потерями мобильной отрасли и результирующими потерями бюджета. Более того, поскольку услуга мобильного завершения для мобильных операторов будет убыточна, при высокой загрузке сети они будут ограничивать пропуск трафика от фиксированных операторов, что приведет к резкому ухудшению качества услуг последних. Существует возможность соблюсти разумный баланс интересов всех сторон. Мобильные операторы предложили уровень тарифа на мобильное завершение в 5 центов/мин. На основе данного тарифа на мобильное завершение разумным розничным тарифом мог бы быть уровень в 7,8 центов/мин., или 2,20 рубля/мин. Данный уровень является компромиссным вариантом, балансирующим интересы всех сторон. Реализация данного варианта приведет к значительно более низким потерям мобильной отрасли При этом фиксированные операторы могут получить дополнительные доходы около 160 млн. долл. США. Таким образом, данный вариант является более предпочтительным как для мобильных, так и для фиксированных операторов. Что особенно важно, абоненты также будут в выигрыше при предлагаемом тарифе в 7,8 центов/мин., т.к. • Во-первых, для абонентов мобильных сетей он обеспечит резкое снижение общей стоимости звонка по сравнению с большинством предлагаемых сегодня тарифов • Во-вторых, для абонентов фиксированных сетей данный уровень тарифа, исходя из объема звонков с городских на мобильные телефоны в 10-15 минут в месяц, будет означать средний расход в месяц в размере 25-40 рублей. Данный уровень расходов является полностью приемлемым по сравнению с другими статьями потребительских расходов абонентов фиксированных сетей. Так, например, он сопоставим с 3 поездками в московском метро или 300 граммами колбасы. Статус дискуссии по оптимальному варианту реализации СРР в России Мобильные операторы, понимая социальную значимость вопроса, пошли навстречу и сделали компромиссное предложение в ущерб своим интересам. Регулирующие органы выдвигают жесткую и малообоснованную позицию. Предложенный мобильными операторами уровень тарифа на мобильное завершение в 5 центов/мин, обусловлен исключительно социальной ответственностью мобильных операторов и существенно ниже затрат и тарифов, используемых в международной практике. Данный уровень будет означать, что в России не только цены на мобильную связь, но и на мобильное завершение будут одними из самых низких в мире. Более того, сформированный на основе 5 центов/мин, розничный тариф на звонки с городского на мобильный телефон будет примерно равен тарифу на звонки с мобильного на мобильный телефон, таким образом, обеспечивая технологическую индифферентность, т.е. с точки зрения тарифов абоненту будет все равно, использовать мобильный или городской телефон, что обеспечивает наиболее справедливые для всех участников отрасли условия конкуренции. Таким образом, занятая рядом представителей МИТС жесткая позиция, что розничный тариф не должен превышать 1,20 руб./мин., является неоптимальной и прямо противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 19 октября 2005 г. №627, которое среди прочих устанавливает следующие принципы государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые оператором связи: • обеспечение баланса экономических интересов между взаимодействующими операторами связи; • создание экономических стимулов, обеспечивающих повышение эффективности деятельности операторов связи; • повышение инвестиционной привлекательности отрасли связи. P.S. Насколько известно “П-OL”, тарифы на звонки с стационарного телефона на мобильный составят 1,5 руб./мин.
|