«Вимм-Билль-Данн» оправдывает прогнозы
22/03/05, Отдел экономики, Елена Желобанова, 22.03.2005
Российский производитель соков и молочных продуктов возвращает доверие инвесторов Компания «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» (ВБД) опубликовала отчет за 2004 г. по US GAAP. Ожидание этого события на рынке сопровождалось настоящим ажиотажем, так как впервые за два года финансовые показатели компании говорят о положительной динамике. Аналитики прогнозировали хорошие финансовые показатели в связи с повышением объемов выпуска молочной продукции и дальнейшим удорожанием рубля в минувшем году, несмотря на падение продаж в соковом сегменте. Рекомендации инвестиционных компаний по акциям ВБД различны – от «покупать» до «держать», но общий прогноз – акции компании будут расти. Возможно, интерес к бумагам ВБД также подстегнут сообщения о грядущих сделках среди других участников сокового рынка. Выручка ВБД выросла на 26,7% и составила 1,189 млрд долл. по сравнению с 938,5 млн долл. в 2003 г. Валовая прибыль по сравнению с прошлым годом выросла на 19,8%, но при этом показатель валовой маржи снизился до 27,5% в 2004 г. (29,1% в 2003 г.). Чистая прибыль увеличилась на 8,5% – до 23 млн долл. Скорректированный показатель EBITDA вырос на 21,3% по сравнению с 2003 г. и составил 96,9 млн долл. Как сообщили RBC daily в пресс-службе ВБД, выручка молочного сегмента выросла на 34% по сравнению с прошлым годом, в то время как продажи сыра выросли более чем в два раза. «Продажи высокомаржинальных продуктов – йогуртов, молочных десертов и сокосодержащих молочных напитков – выросли на 36%, что несколько ниже роста, которого мы изначально ожидали, – рассказали в пресс-службе компании. – Но в 2005 г. наши специалисты прогнозируют рост потребления продуктов этой категории». Повышенный интерес к отчетности ВБД вызван тем, что в третьем квартале прошлого года компания впервые за два года показала положительную динамику. В связи с этим рынок с нетерпением ждал результатов за четвертый квартал и за год в целом. Хотя рост в третьем квартале был достаточно скромным, он олицетворял некий «переломный момент» в истории крупнейшего отечественного производителя соков и молочной продукции. Тем более что в соковом направлении «на пятки» ВБД упорно наступает «Лебедянский», недавно с успехом проведший IPO. В соковом сегменте ВБД ситуация наименее благополучная – продажи выросли на 8,8% (298,7 млн долл.), а средняя цена увеличилась на 13,8% (до 0,66 долл. за литр). Валовая маржа в соковом сегменте осталась практически на уровне прошлого года и по итогам 2004 г. составила 34,1%. Однако подтвердились показатели, которые вселили оптимизм в инвесторов и аналитиков в конце прошлого года, – коммерческие расходы как процент от выручки снизились с 15,0% в 2003 г. до 14,6% в 2004 г. А общие и административные расходы снизились как процент от выручки с 8,1% в 2003 г. до 7,8% в 2004 г. У компании, находящейся в процессе активного экстенсивного развития, никак не получалось наладить согласованную работу многочисленных вновь приобретенных предприятий. Однако результаты 2004 года говорят о том, что компания добилась, по крайней мере, стабилизации расходов. «В целом отчетность соответствует ожиданиям, – комментирует RBC daily ситуацию старший аналитик ИФК «Метрополь» Наталья Мильчакова. – Главный позитивный момент – компании удалось преодолеть снижение чистой прибыли, она выросла на 10%, впрочем, как и прогнозировалось нами. Выручка же увеличилась на больший процент, чем мы предполагали». Результаты ВБД были вполне ожидаемы. Аналитики прогнозировали, что выручка компании, которая в 2003 г. составила 938,5 млн долл., вырастет по сравнению с предыдущим годом на 17-20%, наиболее оптимистичный прогноз давала ФК «УРАЛСИБ» – 28%. Однако рекомендации аналитиков в отношении акций ВБД расходятся: одни компании выдают рекомендацию «держать», в ожидании изменений в положении компании, другие – «покупать». ИГ «АТОН», специалисты которой дают рекомендацию «покупать», прогнозирует рост стоимости акций ВБД к концу года до 20,3 долл., что на 15,4% выше последних котировок. Аналитики же ИК «Тройка Диалог», наоборот, считают, что справедливая цена АДР ВБД – 16,9 долл. за акцию (на 4% ниже нынешней). Аналитики дают благоприятные прогнозы дальнейшего развития ситуации вокруг ВБД. Например, в «Тройке Диалог» считают, что следующий годовой отчет компании отразит рост выручки на 22%, до 1,423 млрд долл., а чистой прибыли – на 60%, до 35%. «Выручка компании, по нашим прогнозам, в 2005 г. должна составить 1,36 млрд долл. В прошлом году достаточно низкими оказались показатели EBITDA (8,1% – 96,9 млн долл.) и маржа чистой прибыли (порядка 2%). Но по итогам 2005 года я прогнозирую рост этих показателей: маржа чистой прибыли должна составить около 3%, а EBITDA – свыше 100 млн долл.», – говорит Наталья Мильчакова. Прогнозы аналитиков едины в одном: успех компании будет зависеть от того, насколько эффективной окажется реструктуризация, начатая в конце прошлого года. Также важно, каким образом ВБД справится с опережающим ростом цен на молоко. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – компания приобрела четыре молочных хозяйства, хотя пока и не собирается превращаться вертикально интегрированный холдинг. «Мы продолжаем работать над повышением прибыльности и над снижением издержек. В конце прошлого года мы упразднили Центральную региональную дирекцию молочного проекта, – комментирует председатель правления ВБД Сергей Пластинин. – Мы уверены, что дополнительные меры, принятые нами в начале этого года, включая слияние сокового подразделения с подразделением по производству минеральной воды, позволят экономить на масштабах и рационализировать операции на всех уровнях – от производства до маркетинга и дистрибуции. Стратегическая и все возрастающая роль рынка детского питания побудила нас выделить детское питание в отдельное бизнес-направление». По мнению Натальи Мильчаковой, увеличение доли продуктов с высокой добавленной стоимостью – правильная тенденция, которая будет способствовать росту финансовых показателей компании. «Это нормально, так как вполне соответствует позиционированию компании, – считает она, – у ВБД и традиционные продукты позиционируются в среднеценовом сегменте». Политика компании вполне оправданна, так как на соковом рынке намечаются серьезные трансформации. «Сложно предсказывать, как будет развиваться ситуация. На соковом рынке, скорее всего, появится новый лидер – «Лебедянский», и важно будет отследить, как отразится на расстановке сил готовящаяся сделка «Мултона» и Coca-Cola», – считает Наталья Мильчакова. Недавно и другой крупный производитель – «Нидан» – обратился в ФАС с ходатайством о выделении всех соковых активов в отдельную структуру, что может говорить о том, что компания также собирается выгодно продать это направление или приобрести стратегического инвестора. Потенциальным покупателем называется главный конкурент Coca-Cola – компания PepsiCo, выпускающая на мощностях предприятия соки Tropicana. В таком случае на российском соковом рынке появятся два сильных игрока с огромными финансовыми возможностями, что не может не отразиться на положении ВБД, который до последнего времени лидировал в этой области.
|
|
|