Заседание совета Ассоциации "Большая Волга"
21/03/05, Деловая Пенза
18 марта т.г. в круглом зале Дома Советов Пензенской области состоялось заседание Совета Ассоциации «Большая Волга». Основными вопросами повестки дня заседания Совета Ассоциации являются актуальные проблемы региональной социально-экономической политики и реализация Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. В числе выступающих присутствовал заместитель Министра регионального развития Российской Федерации М.Н. Пономарев. С докладом об итогах деятельности Ассоциации «Большая волга» в 2004 году и основных проблемах регионального развития» выступил Президент Ассоциации "Большая Волга" - Губернатор Пензенской области Василий Кузьмич Бочкарев: «Уважаемые участники заседания! Ассоциация "Большая Волга" приближается к середине второго десятилетия своего существования. За эти годы пройден важный путь становления и развития, Ассоциация сумела доказать свою жизнеспособность и значимость для каждого из входящих в нее регионов, для России в целом. Срединное геополитическое положение нашего регионального содружества во многом определяет не только весомость позиций Ассоциации в масштабах страны, но и высокую меру ее ответственности в деле укрепления могущества Российской державы. И во все периоды своей деятельности Ассоциация стремилась быть и была на высоте этого своего ответственного предназначения. В 2004 году работа Ассоциации строилась в соответствии с ее Уставом под знаком реализации Послания Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию страны. Ассоциация вела свою работу в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной и законодательной власти и, конечно же, - с аппаратом Полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе. В деятельности Ассоциации и входящих в нее субъектов Российской Федерации получили свое практическое воплощение основные положения административной реформы и принятые в прошлом году изменения федерального законодательства по организации функционирования органов государственной власти и местного самоуправления. Постоянными ориентирами в работе Совета Ассоциации были, разумеется, и утвержденные ранее Приоритетные направления ее деятельности. В минувшем году произошло укрепления рядов нашей Ассоциации - в декабре ее действительным членом стала Удмуртская Республика. В 2004 году проведено 13 заседаний Комитетов и девять заседаний Подкомитетов Ассоциации в девяти городах Поволжья. На этих заседаниях был рассмотрен целый ряд актуальных для наших регионов проблем, выработаны согласованные подходы к их решению. Но взаимодействие в рамках Ассоциации, конечно же, не ограничивалось одними заседаниями. Для выработки скоординированных предложений использовались проводимые на территории Поволжья форумы, отраслевые совещания, конференции, на которых представители Ассоциации отстаивали региональные интересы. Я, как Президент Ассоциации, регулярно участвовал в заседаниях Правительства Российской Федерации, вносил предложения, исходя из наиболее важных потребностей регионов - членов Ассоциации. Более двадцати писем-предложений и обращений было направлено от имени Совета Ассоциации в федеральные органы власти по проблемам социально-экономического развития наших регионов. В их числе - письма Президенту Российской Федерации, Правительству России по вопросам бюджетного федерализма, развития авиации, легкой промышленности, государственного регулирования алкогольного рынка, природоохранной деятельности. К проработке межрегиональных проблем, разработке межрегиональных проектов привлекались в порядке государственно-частного партнерства различные бизнес-структуры. Были подготовлены Основные параметры развития химического комплекса Приволжского федерального округа, программа развития воздушного транспорта, Концепция развития лесного комплекса Поволжья и Программа по очистке акватории реки Волги. Создана группа по разработке "Концепции развития Великого Волжского пути" - соответствующее соглашение заключено с Академией наук Республики Татарстан. Во всех случаях по предложениям регионов Ассоциация выступает инициатором таких проектов, финансируя первый этап работ - концептуальную проработку проблем. На эти цели в 2004 году Ассоциацией израсходовано 250 тысяч рублей, а привлечено средств бизнеса более 3 миллионов рублей. Большая работа проведена в прошлом году для реализации решения Совета Ассоциации, принятого в Казани летом 2003 года, по преодолению критической ситуации на реке Волге. Подписано межрегиональное соглашение по достройке Чебоксарского гидроузла. Скоординированные действия регионов позволят в ближайшие пять лет решить целый ряд напрямую связанных с этим транспортных, экологических и других проблем. Важнейшее значение имеют и работы по подъему уровня Нижнекамского водохранилища. Учитывая остроту энергетических проблем в нашем макрорегионе, мы должны в текущем году вынести этот вопрос на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. В целом активно, хотя и в разной степени, работали в минувшем году все Комитеты и Подкомитеты нашей Ассоциации: по региональному законотворчеству; по инвестиционной и градостроительной политике; по международным и внешнеэкономическим связям; по транспорту и коммуникациям; по экологии; по малому бизнесу; по экономической и инвестиционной политике, и другие. В целях расширения межрегионального сотрудничества в области межбюджетных отношений, бюджетно-налогового регулирования в феврале 2004 года в составе Исполкома Ассоциации был создан Комитет по финансовой политике. Проводимые Ассоциацией мероприятия освещались в средствах массовой информации - по телевидению и радио, в газетах, а также в журналах Ассоциации – "Волга-Бизнес", "Агро-Информ" и других. Подробная информация о проделанной в 2004 году работе Исполкома Ассоциации, ее Комитетов и Подкомитетов у вас имеется. В случае необходимости председатель Исполкома Валентин Степанович Родионов может дать к этой информации детальные пояснения и комментарии. Уважаемые коллеги! Основными вопросами повестки дня сегодняшнего заседания Совета Ассоциации являются актуальные проблемы региональной социально-экономической политики и реализация Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Вопросы эти тесно взаимосвязаны. Но полезнее, на мой взгляд, все же рассматривать их по порядку, начав с наиболее общих положений. Главной проблемой и, одновременно, главной целью всей государственной, в том числе региональной, политики является улучшение благосостояния, повышение уровня и качества жизни людей. Как подчеркнуто в Послании Президента нашей страны Федеральному Собранию, "главный источник развития страны - это ее граждане. Для того, чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать всё для нормальной жизни каждого человека". Единственно надежной основой решения этой стратегической и общей для всех наших регионов задачи является развитие производства, устойчивый экономический рост. Выдвинутая Президентом страны цель - удвоение валового внутреннего продукта к 2010 году - требует от нас не только мобилизации всех имеющихся ресурсов и возможностей, но и диктует необходимость новых подходов к организации всей производственно-экономической жизни каждого региона и нашей Ассоциации в целом. И надо отметить, что регионы, входящие в Ассоциацию, с этой задачей в 2004 году справлялись успешно. Почти во всех регионах обеспечен прирост объемов производства промышленной продукции (за исключением Астраханской и Ульяновской областей), а также производства продукции сельского хозяйства (за исключением Республики Мордовия, Кировской и Ульяновской областей). Тем самым была закреплена и усилена достигнутая в последние годы положительная динамика производственно-экономического развития, позволяющая нашим регионам все увереннее и быстрее выбираться из глубокого провала экономики, образовавшегося к середине и концу 90-х годов. Прирост валового регионального продукта в минувшем году создал неплохую основу для увеличения доходной части территориальных бюджетов, роста денежных доходов населения, обеспечения жителей регионов продуктами питания, развития социальной сферы. Эти и другие позитивные перемены, достигнутые в 2004 году, вызывают, разумеется, определенное удовлетворение. Но вряд ли может вызвать удовлетворение тот нерадостный факт, что уровень бюджетной обеспеченности на душу населения почти во всех регионах, входящих в Ассоциацию (за исключением Республики Мордовия и Республики Татарстан), значительно - а по ряду регионов в полтора и даже почти в два раза - ниже, чем в среднем по России. И это при том обстоятельстве, что удельный вес субъектов Российской Федерации, входящих в Ассоциацию, в общероссийских объемах промышленного производства составил в 2004 году без малого 13 процентов, а в производстве продукции животноводства - 20 процентов. С уважением относясь к потребностям населения других регионов страны - не пора ли нашей Ассоциации поставить перед федеральным Центром вопрос об увеличении дотаций на выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, входящих в Ассоциацию "Большая Волга", в целях приближения к среднероссийскому показателю? Положительное решение этого вопроса могло бы стать важным фактором успешного разрешения одной из самых безотлагательных проблем - преодоления бедности. Эта большая, больная и уже застарелая проблема социального, экономического, политического и нравственного порядка характерна как для России в целом, так и для Поволжского макрорегиона. Миллионы людей, доходы которых ниже прожиточного минимума - это и наша общая беда, и наша общая забота. Я говорю "общая", имея в виду и федеральный Центр, и федеральный округ, и нашу Ассоциацию в целом, и каждый регион в отдельности. Конечно, на всех уровнях государственной власти и в каждом регионе немало сделано и делается для решения этой острой проблемы. Но эффект работы в этом направлении может быть значительно сильнее, если мы объединим свои усилия. Поэтому вношу предложение: до конца текущего года разработать и утвердит, а с начала будущего года - начать практическую реализацию межрегиональной Комплексной программы преодоления бедности в Поволжье на 2006-2008 годы. Разумеется, при активной поддержке федерального Центра - прежде всего в лице Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства регионального развития Российской Федерации, других федеральных структур и, конечно же, нашего родного Приволжского федерального округа. Если идея такой программы будет вами поддержана - в сегодняшнем решении нашего Совета можно будет дать поручение Исполкому Ассоциации о ее разработке. Уважаемые коллеги! Другой не менее, а может быть, еще более жгучей проблемой является для всех наших регионов катастрофическая демографическая ситуация. Я не случайно употребил слово "катастрофическая", потому что мы - вымираем. В самом прямом и страшном смысле этого слова. И как это ни печально и не парадоксально - в этом отношении наш благодатный Поволжский макрорегион оказался одним из "лидеров" в России. Потому что превышение смертности над рождаемостью у нас больше, чем по стране в целом, и устойчиво держится уже несколько лет на крайне тревожной отметке, доходящей по ряду наших регионов до цифры "два". Мы тяжело ощущаем нравственно-политический груз этой проблемы в нашей Пензенской области. Думаю, что руководители других регионов, федерального округа и федерального Центра ощущают это не менее глубоко. Но надо же что-то делать! И ведь делается, и немало - в центре, и на местах. Но переломить угрожающую тенденцию пока почти нигде в России не удалось. Думаю, что и в этом вопросе нам необходимо объединение усилий. Поэтому вношу предложение: обратиться от имени Ассоциации совместно с руководством федерального округа к Президенту и Правительству России с предложением о разработке Президентской федеральной целевой программы вывода России из демографического кризиса. А параллельно с этим разработать, и с 2006 года начать реализацию межрегиональной Комплексной программы преодоления демографического кризиса в Поволжье на период до 2010 года. Хотелось бы сегодня услышать ваши мнения и предложения по этому вопросу для отражения в решениях Совета. Коллеги! Всем присутствующим, конечно же, ясно, сколь важное значение имеет для преодоления бедности и выправления демографической ситуации успешная реализации Федерального Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Во всех регионах Ассоциации наработана значительная нормативно-правовая база претворения этого Закона в жизнь. Имеется и опыт первого этапа его реализации - монетизации льгот. В розданных вам материалах информация на этот счет имеется. Важно услышать ваши мнения о дальнейших шагах практического внедрения положений этого Закона. Мы будем весьма признательны за информацию и рекомендации по этому вопросу со стороны участвующих в заседании представителей федеральных органов власти и федерального округа. Очень важно услышать их мнение, выразить свое и по таким, затрагивающим всё население регионов, масштабным и сложным проблемам, как реформирование сложившихся за десятилетия систем здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства. Уважаемые участники заседания! Круг проблем регионального развития, конечно же, значительно шире обозначенных мною. И говоря о наиболее острых социальных проблемах, нельзя упускать из вида главное: никакая из этих проблем не может быть успешно решена без успешного развития промышленного и сельскохозяйственного производства, экономике в целом. Да ведь и наше региональное содружество называется Ассоциации экономического взаимодействия. Поэтому очень важно, чтобы в ходе заседания прозвучали и были зафиксированы в решениях Совета предложения по упрочению экономической интеграции в рамках нашей Ассоциации. А то, ведь, что греха таить: даже товарооборот между входящими в Ассоциацию регионами нередко меньше, чем с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными партнерами. Я уже не говорю о развитии кооперации и интеграции в сфере производства, для которых у нас есть всё - и наше близкое соседство (и даже родство), десятилетиями наработанные производственные связи, солидный научный потенциал. Наша общая историческая судьба подарила нам уникальную возможность быть вместе в удивительном по красоте, богатству и возможностям пространстве России. И наша общая задача - совместными усилиями как можно эффективнее использовать это богатство во благо веками живущей в Поволжье единой многонациональной семьи народов России. Надеюсь, что этой большой и благородной цели послужит и сегодняшнее заседание Ассоциации "Большая Волга". Приглашаю всех вас, коллеги, к активному и конструктивному диалогу и участию в выработке решений Совета. Благодарю за внимание!»
|