Правительство вернуло внутренние офшоры
12/03/05, rbcdaily
Законопроект об особых экономических зонах, по мнению экспертов, приведет к удвоению не ВВП, а количества махинаций В четверг правительство в целом одобрило законопроект «Об особых экономических зонах», который предполагает создание особых экономических зон (ОЭЗ), функционирующих на основе особого налогового режима. С помощью создания ОЭЗ правительство собирается диверсифицировать экономику, добиться развития обрабатывающей промышленности и таким образом ускорить темпы экономического роста с целью выполнения задачи удвоения ВВП. Эксперты тем временем полагают, что поставленную задачу при помощи подобных методов выполнить не удастся, а свободные зоны превратятся в банальные налоговые дыры. Идея возрождения в России особых экономических зон принадлежит премьер-министру Михаилу Фрадкову. В соответствии с принятым в первом приближении законопроектом – в ближайшие две недели он должен пройти техническую доработку, после чего будет направлен на рассмотрение Госдумой – в стране предполагается создать два типа ОЭЗ: технико-внедренческие и промышленно-производственные. Как сообщил в ходе заседания правительства глава МЭРТа Герман Греф, создание зоны первого типа обойдется государству в 100 млн долл., причем федеральный бюджет заплатит только 50 млн долл., поскольку создание зон предполагается финансировать на паритетных началах (50 на 50) из федерального бюджета и бюджета субъекта федерации. Создание зон второго типа, по словам г-на Грефа, обойдется дешевле. Отбор субъектов федерации, на территории которых разместятся особые экономические зоны, будет происходить на конкурсной основе. Это сделано для того, чтобы правительство смогло принять решение о создании ОЭЗ только в некоторых субъектах, поскольку на всех желающих не хватит финансовых возможностей бюджета. Предполагается, что зарегистрированные на территории зон предприятия получат целый ряд налоговых и таможенных послаблений. В частности, речь идет о режиме свободной таможенной зоны: иностранные товары будут ввозиться для использования на территории зоны без уплаты налогов и пошлин, на них не будут распространяться специальные правила и ограничения, действующие на остальной территории РФ. Резидентов ОЭЗ предполагается освободить от уплаты налога на землю и имущество на 5 лет. Кроме того, МЭРТ предлагает ввести пониженную ставку ЕСН для технико-внедренческих экономических зон, которая при зарплате до 700 долл. в месяц составит 14%, свыше 700 долл. и до 2 тыс. долл. в месяц – 5,9%, свыше 2 тыс. долл. в месяц – 2%. Также у промышленно-производственных экономических зон предусматривается ускоренный возврат амортизационных расходов с коэффициентом 2, а также перенос убытков предприятия на следующий год в полном объеме без существующего сейчас 30%-ного ограничения. При этом предприятия, намеренные «прописаться» в ОЭЗ, должны будут удовлетворять ряду требований, которые, по замыслу правительства, позволят избежать превращения зон в налоговые дыры. В частности, такое предприятие должно будет инвестировать в собственное развитие не менее 10 млн евро за весь период, при этом 1 млн евро должен быть инвестирован в течение первого года. Также на предприятия накладываются чисто административные ограничения: в зоне не может быть зарегистрировано предприятие, ведущее добычу и переработку полезных ископаемых, ломопереработку, занимающееся производством и переработкой продукции черной и цветной металлургии, за исключением производства особо чистых металлов и сплавов. Правительство полагает, что особые экономические зоны заработают к 2007 г. и будут способствовать диверсификации экономики. По мнению эксперта Центра развития Ольги Березинской, эта идея будет способствовать даже не столько диверсификации, сколько ускорению темпов роста российской экономики, тем более что в итоге МЭРТу, который является разработчиком данного проекта, удалось добиться от правительства согласования более широкого законопроекта, чем это предполагалось до сих пор. «МЭРТ получило возможность принять более общее решение, нежели то, на которое мог бы пойти Минфин, – сказала RBC daily г-жа Березинская. – Первоначально предполагалось лишь решить вопрос с созданием отечественной Силиконовой долины, однако в итоге получилось гораздо больше. Принятый правительством законопроект позволит МЭРТу реализовать свои планы по стимулированию инвестиций в перерабатывающую отрасль. Как все помнят, после того как в 2002 г. была отменена инвестиционная льгота, в России резко сократился приток инвестиций. Если бы эта льгота не отменялась, возможно, сейчас мы бы имели более высокие темпы роста. В любом случае, в 2003 г. стало очевидно, что отмена инвестиционной льготы не является правильным решением с точки зрения формирования инвестиционного климата в стране. Возврат к идее предоставления налоговых льгот в обмен на обещание длительных серьезных инвестиций позволит увеличить интерес инвесторов». Впрочем, такого мнения придерживаются не все. Основным аргументом против создания особых зон является опасение того, что они превратятся в банальные налоговые дыры. Михаил Фрадков, кстати предвидя критику в свой адрес, в четверг поспешил заявить, что этого правительство не допустит, установив усиленный административный контроль за деятельностью этих зон. Некоторые эксперты между тем уверены в том, что никакой контроль не поможет избежать махинаций с использованием ОЭЗ. Целесообразность создания ОЭЗ в России весьма сомнительна, – сказал RBC daily генеральный директор Русского экономического общества Денис Муханов. – На сегодня Россия имеет только неудачный опыт функционирования подобных свободных зон, когда вместо массового притока инвестиций наблюдалась активная минимизация налоговых выплат. Нужно иметь в виду, что в настоящее время в мире только примерно 4% всех действующих свободных зон работают более-менее эффективно. При этом важно подчеркнуть, что для иностранных инвесторов не играет существенной роли создание преференций на территории государства, им нужны нормальные и равные условия ведения бизнеса. Очевидно, что вместо зон нужно создавать благоприятные условия для функционирования организаций (в том числе налоговый климат) по всей территории страны, а не в отдельных ее точках». По мнению г-на Муханова, данный законопроект не способен простимулировать экономический рост, а нужен правительству лишь для того, чтобы продемонстрировать бурную деятельность. «Мы опять получим ситуацию, которая уже была в России, когда внутренние офшоры были в Калмыкии, на Алтае и в других местах, – говорит он. – Сотни тысяч предприятий зарегистрируются в ОЭЗ и будут вести деятельность на территории всей России. При этом большое количество махинаций вызовет усиление репрессивных мер. Вот и все, что мы получим в итоге. Необходимо отметить, что те государства, в которых существование таких зон оправдывается, применяют дополнительные средства стимулирования бизнеса, такие как государственные субсидии и дотации, гарантии, льготные ссуды, а для привлечения инвесторов правительства этих государств вынуждены сначала вкладывать в обустройство этих зон огромные средства из бюджета страны. Кроме того, многие члены ВТО рассматривают СЭЗ как инструмент несправедливой конкуренции. Неужели в этих условиях оправданы такие затраты, и игра стоит свеч?» Отдел экономики
|
|
|