Обманчивая налоговая «разгрузка»
24/03/06, RBC daily
Власти не устают сулить бизнесу облегчение налогового бремени. Но в реальной жизни все плюсы этих идей сводятся на нет принципом «ежовых рукавиц» В принятом вчера на заседании правительства базовом сценарии социально-экономического развития России на 2007-2009 гг. содержится ряд положений, призванных «снизить налоговую нагрузку» ради повышения конкурентоспособности российских компаний. Правда, на поверку большая часть из этих предложений дает незначительный экономический эффект. Самый же важный для бизнеса вопрос – о снижении НДС – до сих пор так и не решен окончательно. Сценарий предусматривает сохранение действующей ставки НДС до 2009 г. Но, как признаются сами чиновники, дискуссия на эту тему еще не закрыта. В любом случае даже если положительное решение будет принято, компании заплатят за это необходимостью регистрации в качестве плательщиков данного налога – по словам главы Федеральной налоговой службы Анатолия Сердюкова, такая система сейчас разрабатывается. Видимо, новая система придет на смену так и не воплощенной в жизнь идее налоговиков о введении НДС-счетов, против которой выступил целый ряд влиятельных чиновников. Как поясняет RBC daily руководитель налогового департамента компании «Объединенные Консультанты "ФДП"» Алексей Котиков, вероятно, идеология новой системы будет похожа на действовавшую в России до конца 2004 г. «У нас был список традиционных экспортеров, которые для получения возмещения по НДС должны были предоставлять меньший объем документов, чем все остальные, – рассказывает он. – Это упрощало для них процедуру получения возмещения, но усложняло для всех, кто в эти списки не входил». Система регистрации плательщиков НДС – это, по словам чиновников, одна из мер улучшения администрирования данного налога, по-другому, повышения его собираемости. Между тем объемы поступлений по этому налогу и так растут с невероятной скоростью: если в 2004 г. было собрано 748 млрд руб. НДС, то в прошлом – уже 1025 млрд руб., то есть почти в полтора раза больше. И дело тут не только в экономическом росте: по словам Алексея Котикова, налоговики успешно повышают показатели по НДС, в том числе за счет того, что отказывают практически всем компаниям в его возмещении. Эксперты не верят в то, что новая система регистрации изменит ситуацию в пользу налогоплательщиков, скорее наоборот. «Если по политическим причинам ставку НДС все-таки придется снижать, налогоплательщики «расплатятся» за это новыми методами администрирования: системой регистрации или даже реанимированной идеей НДС-счетов, – сказал RBC daily анонимный источник в ФНС. – Ведь план по сбору налогов год от года только повышается, никто не станет корректировать его на снижение ставки, а значит, компании придется «дожимать» другими методами». Показательный пример в этом отношении – единый социальный налог. В прошлом году ФНС предприняла очередную попытку вывести из тени зарплатный фонд, ведь, по данным Минфина, сейчас лишь с каждой третьей зарплаты компания платит ЕСН в бюджет. Однако снижение ставки соцналога с 35,6% до 26% ожидаемого результата не дало: по итогам 2005 г. ЕСН оказался единственным налогом, поступления по которому упали на 40%. Официально чиновники называют этот факт «закономерным»: снизилась ставка – упали поступления. На деле же фискалы не хотят мириться с таким положением дел и переходят к прямому давлению на бизнесменов. Многие финансовые директора предприятий в личных беседах рассказывают о том, что уже с начала этого года приходящие на проверку в фирму контролеры прямо называют тот минимальный оклад, ниже которого компания не имеет права устанавливать официальные зарплаты своим сотрудникам. «Иначе проверками замучаем», – примерно так звучит «убедительный аргумент» работников ФНС. Впрочем, на днях эта информация получила фактически официальное подтверждение. Выступая в Госдуме, Анатолий Сердюков заявил, что такая работа в налоговой службе ведется. По его словам, главы субъектов федераций недавно обратились в ФНС с инициативой создать межведомственную комиссию, которая бы рассматривала все случаи выплаты низких зарплат работникам. Причем, помимо представителей самой службы, отчитываться о причинах низких окладов руководителям придется перед сотрудниками МВД, прокуратуры и муниципальных властей. Нет никаких сомнений в том, что благодаря совместным усилиям этих служб уже в скором времени сборы по ЕСН покажут нужную чиновникам хорошую динамику. Эффективность административных рычагов хорошо видна на примере налога на прибыль – именно по нему компании применяют наибольшее количество схем оптимизации. Начиная с 2002 г. поступления по этому налогу неизменно падали на 5-10% в год. А вот в 2005 г. произошел резкий скачок поступлений: сборы выросли почти в два раза. Такая дисциплинированность налогоплательщиков легко объясняется: ФНС провел целый ряд мер, направленных на улучшение качества выездных налоговых проверок, эффективность которых в прошлом году составила 97%. В этом году представители ФНС твердо намереваются довести данный показатель до 100%. Это означает, что любой визит контролера в фирму закончится доначислением, штрафом или пенями. Причем рост результативности выездных проверок отнюдь не результат повышения качества работы контролеров, о чем, в частности, свидетельствует статистика Высшего арбитражного суда: почти 75% дел по налоговым спорам решаются в пользу компаний. Словом, снижение налоговой нагрузки в нашей стране – это в большей степени показательное мероприятие, направленное на укрепление авторитета власти. Однако любое декларируемое послабление на практике оборачивается для компаний большими проблемами: одной рукой снижая налоги, другой чиновники «закручивают гайки» так, что никакое уменьшение ставок не компенсирует затрат на «разборки» с налоговиками. Единственные фирмы, которые выигрывают от такой политики – это налоговые консультанты, у которых год от года прибавляется клиентов. Отдел экономики Наталья Бендина, 24.03.2006
|
|
|