"Жилье не станет более доступным с принятием Кодекса": лидер движения "Мое жилье"
08/03/05, ИА REGNUM
С 1 марта на территории России вступил в силу новый Жилищный кодекс. Новшества, которые он принес, и его особенности прокомментировал для ИА REGNUM руководитель общественного движения "Мое жилье", кандидат на пост мэра Архангельска Василий Поздеев: "Кодекс отменил все действующие нормативные акты, регулирующие жилищные отношения: в том числе Жилищный кодекс РСФСР от 1983 года, Закон о приватизации жилья, Закон об основах жилищной политики 1992 года, о товариществах собственников жилья 1996 года и другие. Новый кодекс устанавливает на территории России полную "монетизацию" в жилищно-коммунальной сфере. Только так можно назвать отмену бесплатного предоставления жилья. Очередь на жилье сохранится только для тех, кто встал в нее до 1 марта. В настоящее время в ней стоит около 4,5 млн. семей, с 1 марта эта очередь будет пополняться только малоимущими в случае освобождения муниципального жилья. Причем, малоимущие получат жилье только после тех, кто уже стоит в очереди, а их, как я уже сказал, 4,5 млн. человек. По расчетам специалистов эта очередь рассосется через 18-20 лет. Однако ставить людей в очередь будут только после того, как разработают критерии определения малоимущих граждан. Вне очереди смогут получить квартиру только дети-сироты, тяжело больные, семьи и ВИЧ-инфицированными детьми и люди с отклонениями психического здоровья. Мы часто слышим по телевидению, что жилье стало более доступных благодаря новому Кодексу. Но это миф! Миф аналогичный ваучерам и финансовым пирамидам, потому что для 90% населения рыночные условия приобретения жилья являются нереальными. Введя новый Кодекс, государство отказалось от гарантии обеспечения населения жильем. Приватизация жилья сохранится до 1 января 2007 года, до этого времени можно будет также и расприватизовать жилье. Кодекс переводит жилищно-коммунальные услуги на полную самоокупаемость за счет населения, я имею ввиду 100%-ную оплату жилищно-коммунальных услуг. Это, несомненно, вызовет массовое выселение несостоятельного населения из центра города на окраины. Более того, уже сегодня и в дальнейшем в России с учетом доходов населения и климатических условий самоокупаемость, а тем более прибыль в сфере ЖКХ, по определению нереальна. У нас эти услуги будут слишком дорогими, чтобы нынешние тарифы приблизить к себестоимости, нужно их увеличить в два раза. Реализация Жилищного кодекса, как и реализация жилищной реформы, обречена на провал или на мощный социальный взрыв, не соизмеримый с январскими событиями. Если правительство начнет принимать меры принудительного характера по реализации основных статей кодекса. Квартиросъемщики с долгами свыше 6 месяцев будут выселяться в общежития из расчета по 6 метров на человека. А собственники приватизированных квартиры при долгах свыше 6 месяцев могут быть объявлены банкротом, их квартира будет продана на торгах по решению суда, и выселять их будут уже без предоставления жилья. Не зная нового закона, у нас 99% владельцев приватизированного жилья считают, что их выселить нельзя. Однако пока механизм выселения из приватизированного жилья в кодексе не прописан, он разрабатывается. К Жилищному кодексу разрабатывается еще 27 сопутствующих документов. Расскажу также, что нас ждет. Если не будет гражданских возмущений, с 2006 года введут налог на недвижимость. То есть все квартиры будут оценены по рыночной стоимости, и ставка налога будет начисляться уже от этой стоимости. Пока не решено, какова именно она будет - 1%, 2% или 3%. Предположительно, налог на каждую квартиру составит от 3 до 50 тысяч рублей в год. В связи с этим для абсолютного большинства пенсионеров ставка окажется непосильной. Им предложат два варианта: расприватизировать квартиру, либо продать ее и купить поменьше. Таким образом все пенсионеры, имеющие благоустроенное жилье, заработанное в годы молодости, вынуждены будут переселяться в меньшие или неблагоустроенные квартиры в целях экономии. С самого начала реформы ЖКХ и до 1 марта пенсионеры были освобождены от налога с единственной целью - чтобы побудить максимальное количество пенсионеров приватизировать жилье в целях, якобы, экономии средств. Но сейчас, когда они уже приватизацию прошли, а эту льготу отнимают, они попадают в ловушку. Особый интерес для общественного движения "Мое жилье" в связи с принятием нового Жилищного кодекса представляет программа по преобразованиям в системе ЖКХ одного из кандидатов в мэры Архангельска Петра Орлова. В его программе три пункта для нас представляются неприемлемыми: 1. Он предлагает ввести обязательное страхование жилья за счет владельцев. По моему мнению, это предложение носит антисоциальный характер. 6 лет назад "Мое жилье" уже убедило депутатов горсовета в своей правоте относительно страхования жилья гражданами. И в апреле 1999 года эта позиция была депутатами из городской программы реформы ЖКХ изъята. 2. В своей нынешней программе Петр Орлов предполагает усилить работу РКС на территории Архангельской области (РКС здесь представлена "Архангельскими коммунальными системами"). Мы должны иметь в виду то, что РКС была создана с единственной целью - делать бизнес в сфере ЖКХ, получать прибыль. А без очередного повышения тарифов задачу по усилению работы РКС в области выполнить будет невозможно. Неспособность РКС справиться с поставленными задачами уже достаточно полно проявилась в ряде регионов России и многомиллионными долгами - в Архангельской области. 3. Орлов также планирует перевести городские многоквартирные дома и микрорайоны в товарищества собственников жилья. Это означает, что наряду с налогами на жилье, обязательным страхованием (см выше) на горожан "повесят" еще налог на землю под их домами и прилегающую территорию. В целом отрицательно оценивая новый Жилищный кодекс как антинародный и реально неисполнимый "Мое жилье" нашло в нем ответ на проблему, которая уже не один год волнует горожан - о плате за невыполненный капитальный ремонт дома собственниками приватизированных квартир в Архангельске. Статья № 158 ЖК устанавливает, что вопрос о проведении капремонта многоквартирного дома решается общим собранием собственников жилых помещений. На собрании определяется выбор подрядной организации, объем работ, стоимость материалов, порядок финансирования ремонта и сроки возмещения расходов. Таким образом, практикуемое в Архангельске принуждение горожан к авансированию невыполненных работ по капремонту является незаконным".
|
|
|