МИНФИН РАССЧИТЫВАЕТ СТРАТЕГИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ
02/03/06, Шолохова Ольга Владимировна
В последнее время экспертным сообществом активно обсуждаются пути выхода России из ситуации, когда идет одновременный рост курса рубля и инфляции. Среди основных факторов, влияющих на это, называется активный приток в страну нефтедолларов, иными словами “опьянение нефтью”. В последнем номере журнала “Вопросы экономики” опубликована статья кандидата экономических наук, профессора Алексея Кудрина “Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт”. В своей статье министр финансов РФ анализирует бюджетную политику и распределение сверхдоходов от нефти в ряде стран мира. А.Кудрин отмечает, что доход бюджета в этих странах подвержен значительным колебаниям из-за непредсказуемой ситуации с мировыми ценами. Снижение мировых цен на сырье после ценовых шоков на мировом рынке нефти в 1970–1980-е годы даже поставило под сомнение платежеспособность ряда стран–производителей. Для России такие риски являются внешними, то есть непосредственно неподконтрольными правительству. Уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам в полной мере проявилась в 1998 году. Резкое падение цен на нефть до уровня 12 долл. за баррель привело к существенному бюджетному дефициту, резкому росту государственного долга. Поэтому возникает необходимость проведения долгосрочной бюджетной политики и стратегии государственных расходов. Для их реализации страны либо изымают сверхдоходы, получаемые вследствие высоких цен на нефть, и накапливают их в качестве остатков на счетах в центральных банках (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир), либо аккумулируют их в специально созданных фондах невозобновляемых ресурсов (Норвегия, Чили, Кувейт, Оман). В обоих случаях средства, как правило, инвестируются в иностранные активы. С настоящее время средства Стабилизационного фонда РФ используются преимущественно на досрочное погашение государственного внешнего долга федерального правительства, которое практически является пока единственным эффективным способом расходования его средств. Экономия на процентных платежах в 2006 г. в результате досрочного погашения государственного внешнего долга в 2005 г. составит примерно 1 млрд долл., а за период с 2007 по 2020 гг. – 4,7 млрд долларов. Объем Стабилизационного фонда РФ на начало 2006 г. составил 1464,1 млрд руб., или 6,8% ВВП. Текущий объем сохраненных в результате создания Фонда средств является рекордным для российской бюджетной системы. Но по сравнению со странами, добывающими энергоносители, с учетом масштабов их экономик его величина незначительна. Так, в Норвегии объем фонда составляет 80% ВВП, в Казахстане – 12, в Омане и Азербайджане – чуть менее 20, в Кувейте – около 80, на Аляске – 100% ВВП. По мнению многих международных экспертов, сохранение текущих цен на нефть или даже их повышение следует рассматривать как наиболее вероятный сценарий развития мировой экономики на ближайшие годы. В таких условиях экономика России может столкнуться с необходимостью стерилизации возрастающего излишнего денежного предложения. В случае невозможности стерилизовать необходимый объем свободной ликвидности во избежание нарушения макроэкономической сбалансированности и ускорения инфляции Правительству придется допустить серьезное укрепление рубля, что крайне негативно отразится на положении отечественных товаропроизводителей.
|