Министр регионального развития Российской Федерации Владимир Яковлев провел второе Всероссийское совещание на тему «Ветхий и аварийный жилищный фонд: пути решения проблемы»
10/02/06, Пензенский деловой портал
Министр регионального развития Российской Федерации Владимир Яковлев провел второе Всероссийское совещание на тему «Ветхий и аварийный жилищный фонд: пути решения проблемы». «Цель совещания – перейти от лозунгов и общих слов к выработке конкретных решений», – заявил Министр. Министр отметил, что проблему следует решать оперативными и эффективными методами. Поэтому на совещание приглашены руководители тех субъектов и муниципалитетов, где накоплен определенный опыт по улучшению сложившейся ситуации. В совещании приняли участие члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представители органов власти и местного самоуправления из Астраханской, Читинской, Нижегородской, Пермской, Тульской, Кемеровской областей, представители бизнеса, научных и общественных организаций. Во вступительном слове Владимир Яковлев сделал акцент на том, что главный вопрос в субъектах Российской Федерации на пути решения проблемы ветхого и аварийного жилья – отсутствие планов институциональных преобразований в сфере жилищного строительства и ЖКХ. Из-за этого не получается привлечь крупных частных инвесторов и серьезных менеджеров. Расчет многих регионов один – финансовая поддержка федерального правительства. Инвестор должен понимать и четко знать, что предлагает субъект. Какие условия будут созданы, какие средства необходимо потратить и какие ему будут даны гарантии. Кроме того, весь механизм принятия решений необходимо сделать абсолютно прозрачным. Для справки. На сегодняшний день общая площадь жилищного фонда Российской Федерации составляет 2930 млн.кв.м. Из них 628 млн.кв.м. - это муниципальный жилищный фонд, 2102 млн.кв.м. – частный и 200 млн.кв.м. – государственный жилищные фонды. Основное количество жилья было построено в период с 1921 по 1970 годы – 1606,5 млн.кв.м. С 1971 по 1995 годы - 915,9 млн.кв.м. То есть возраст большинства построек измеряется десятками лет. Однако такая проблема, как поиск источников финансирования существует не только в России. Здесь мы можем обратиться к мировому опыту Бельгия решила вопрос долгосрочного финансирования ремонта ветхого жилого фонда через частно-государственное партнерство в виде выдачи займов, с покрытием всех затрат в период займа. В Испании также пошли путем выдачи субсидий для проектов по ремонту и модернизации районов с ветхим жилищным фондом и создания «зон капитального ремонта», когда на модернизацию жилья государством выдаются гранты с применением интегрального подхода. Во Франции существует государственная компания, которая обязана инвестировать средства в социальное жилье, возводимое на месте сносимых зданий и районов. Кстати, у нас в регионах, в исторических центрах городов или ближайших пригородах, в так называемой «золотой миле», где стоимость жилья и земли особенно высока, панельные и деревянные постройки занимают почти 50 %. Их реконструкция позволит многократно окупить расходы. По регионам ситуация выглядит так. Больше всего жилья построено в Центральном федеральном округе – 31% от общей площади жилищного фонда России. Далее – Приволжский федеральный округ – 20%, в Сибирском и Южном федеральных округах по 14 %, в Северо-Западном - 10%, в Уральском и Дальневосточном округах – 7 % и 4 % соответственно. Сегодня в стране насчитывается более 93 млн.кв.м. ветхого и аварийного жилья. Требуется его замена на комфортное, но темпы строительства столь низки, что потребуется ни один десяток лет для ликвидации непригодного жилья. По количеству ветхого и аварийного жилищного фонда лидирует Южный федеральный округ – 22 %. Почти наравне Центральный, Сибирский и Приволжский федеральные округа – 19%, 17% и 16% соответственно. В Северо-Западном – 10 %. В Дальневосточном и Уральском по 8 %. Несмотря на множество проблем, в России есть и положительные примеры. Например, в Татарстане проблема ветхого фонда практически решена. Серьезные успехи мы отмечаем в Ханты-Мансийском автономном округе, Башкирии, Кемерове и других. В общем, в тех субъектах, где имеются грамотные управленцы, где сформулированы четкие и понятные цели и задачи, приняты планы реконструкции ветхого и аварийного жилья – наблюдается резкий скачок по улучшению ситуации и развитию строительной отрасли в целом. На федеральном уровне для такого роста сегодня созданы все условия. На региональном же уровне важно проработать комплекс организационно-финансовых мер для решения проблемы ветхого и аварийного жилищного фонда. Нужно привести в соответствие нормативно-правовую базу, так как в прежние годы были упущены многие важные аспекты жилищной политики. При этом выделяемые деньги не должны распыляться. Гораздо эффективнее вложить имеющиеся в бюджете средства в решение одной, но действительно важной и наболевшей задачи. Сегодня государство готово рассматривать финансирование конкретных региональных проектов. Но они должны предполагать комплексное решение проблемы. Не снос одного дома или улицы, а проект изменения ситуации с ветхим и аварийным жильем целого региона.
|