Помощь малому бизнесу: мимо цели?
22/11/05, Руководитель отдела инвестиционного проектирования ЗАО "Инком-Союз" Садчиков А.В.
В последнее время руководство Пензенской области уделяет большое внимание проблемам развития и поддержки малого бизнеса в регионе. Среди прочих мероприятий в данной сфере особое место занимает конкурс инвестиционных проектов и дальнейшее субсидирования части процентной ставки по кредитам, выданным субъектам малого предпринимательства. (См., например, материал в P-OL "Об итогах реализации Программы развития и поддержки малого предпринимательства и крестьянских (фермерских) хозяйств в Пензенской области на 2003-2005 годы" 27/10/05). Как известно, на конкурс предоставляются инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в сельских и других населенных пунктах, за исключением городов областного значения. Однако, следуя нормам Положения о проведении конкурсного отбора инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства в Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 25 июля 2003 г. №325-пП, субсидирование части процентной ставки производится лишь по кредитам, полученным субъектами малого бизнеса в кредитных организациях. Деятельность кредитных учреждений РФ жестко контролируется Банком России. Система его нормативов для кредитных учреждений создает сложности для кредитования банками субъектов малого предпринимательства, особенно - когда субъекты малого предпринимательства созданы недавно, либо если эти субъекты работают в районах области. Даже если банки готовы кредитовать таких заемщиков, ставки по кредитам слишком высоки, а сроки кредитования недостаточны для осуществления инвестиционных проектов. С подобной проблемой столкнулось, в частности, ООО «Русский Терем», осуществляющее деятельность в сфере переработки лесных ресурсов и распологающееся в Городищенском районе Пензенской области, при разработке проекта по развитию производства, который планировалось представить на конкурс бизнес-проектов для получения поддержки. Даже под поручительство одной из стабильно функционирующих пензенских компаний и залог оборудования банки не готовы предоставить данному предприятию кредитные ресурсы в необходимом объеме на приемлемый срок. В то же время, потребности малого бизнеса во внешнем финансировании готовы покрывать как региональные инвестиционные компании, так и лизинговые компании, имеющие для этого необходимые финансовые ресурсы и деятельность которых не регламентирована нормативами Банка России. Однако, в случае если субъекты малого предпринимательства воспользуются данными возможностями, они не смогут претендовать на возмещение части процентной ставки, оговоренной в договоре займа с инвестиционной компанией, либо части лизинговых платежей. Такое положение дел имеет 2 негативных момента. Во-первых, существенно ограничивается сфера ее приминения: декларируя, что поддержка в первую очередь призвана помочь малому бизнесу, работающему вдали от областного центра, получается, что большая часть такого малого бизнеса не может воспользоваться этой поддержкой. Во-вторых, ущемляется конкуренция на рынке финансовых услуг: из-за государственного вмешательства средства, привлекаемые малыми предприятиями у лизинговых и инвестиционных компаний оказываются более дорогими (и менее рентабельными), чем средства, полученные в кредитных учреждениях. Ситуацию могла бы разрешить простая формальность - изменение упомянутого выше Положения и расширирение сферы его применения на займы, выдаваемые субъектам малого бизнеса инвестиционными компаниями и лизинговые договора, заключаемые субъектами малого бизнеса с лизинговыми компаниями. Данная мера позволит сделать заемные источники финансирования более доступными для малого бизнеса, что положительно скажется на развитии малого бизнеса в области. Кроме того, возникнет конкуренция между финансовыми компаниями региона, что вызовет появление дополнительных выгод для региона в виде увеличения налоговых посуплений и развития регионального финансового рынка.
|
|
|