Налоговые и бухгалтерские новости от 16.02.2005г.
17/02/05, www.rosec.ru
Правительственные новости Необходимо упорядочить проверочную деятельность налоговых органов и упростить процедуры налоговых проверок. Такое мнение высказал Президент РФ В.В. Путин на совещании по проблемам налогового администрирования. Заместитель Председателя Правительства А. Жуков, выступая на заседании, озвучил ряд предложений по оптимизации Налогового кодекса, которые призваны внести ясность в отдельные положения налогового законодательства, упростить процедуру налоговых проверок, определить порядок рассмотрения вышестоящими налоговыми инстанциями особо крупных претензий. В частности, было предложено создать в налоговых инспекциях дополнительное подразделение, которое займется рассмотрением жалоб налогоплательщиков. Кроме того, правительство планирует ограничить сроки выездных проверок и разрешать продлевать их только в исключительных случаях. Повторные налоговые проверки будет разрешено проводить только при наличии "особых оснований". При этом предлагается утвердить четкий перечень документов, которые требуются для проведения налоговых проверок. Затронул вице-премьер и проблему банкротства организаций. По его словам, необходимо разработать более гибкий механизм предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов в случае угрозы банкротства организации. Это нужно для того, что бы требования налоговых органов не приводили к ликвидации предприятий, которые могут нормально работать, уточнил А. Жуков. Налоговые новости В целях реализации статьи 244 Налогового кодекса РФ Приказом ФНС РФ от 27.12.2004 N САЭ-3-05/173@ утверждена форма налогового уведомления на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу. Напомним, что данные уведомления налоговые органы направляют индивидуальным предпринимателями и адвокатам, которые не производят выплаты и вознаграждения физическим лицам. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Министерство финансов Российской Федерации информирует об отдельных вопросах применения Соглашения между Правительством Республики Финляндия и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 4 мая 1996 года и Протокола к нему от 14 апреля 2000 года. Уточнены некоторые вопросы применения Соглашения между Правительством Республики Финляндия и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы. В частности, достигнуто согласие в отношении применения статей Соглашения, касающихся прибыли и дохода от международных перевозок. Определены принципы понимания того, образуют ли последующие строительные площадки одно постоянное представительство; что является переходным периодом для строительной площадки. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Компания-застройщик не должна учитывать в составе налогооблагаемых доходов имущество, полученное в рамках целевого финансирования. Соответственно предприятие, финансирующее строительство, не вправе относить передачу такого имущества на расходы, учитываемые в целях налогообложения. Об этом Минфин России сообщает в письме от 23.11.2004 № 07-05-14/306. В статье 251 НК РФ сказано, что целевым финансированием признается имущество, полученное и использованное налогоплательщиком по назначению, указанному источником финансирования. Передавать имущество может как юридическое лицо, так и гражданин. Поэтому средства, которые дольщики перечисляют на счета застройщика для осуществления строительства, относятся к целевому финансированию. Кроме того, Минфин напоминает, что вознаграждение застройщика является его доходом и облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Минфин России обнародовал два письма, посвященных особенностям ведения бухгалтерского учета в страховых организациях. В письме от 20.12. 2004 № 07-05-14/334 разъясняется порядок отражения в бухгалтерском балансе (форма № 1-страховщик) объектов недвижимости, находящихся в собственности страховой организации. В частности уточняется, что по строкам "Земельные участки" и "Здания" статьи "Инвестиции" отражается стоимость участков и зданий, с которых организация получает арендные платежи или доходы от прироста стоимости капитала. Данные по всем остальным участкам и зданиям, отражаются в статье "Основные средства". Страховые организации, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, до своей ликвидации сдают бухгалтерскую отчетность по формам, утвержденным приказом Минфина России от 08.12.2003 № 113н. Об этом финансовое ведомство напоминает в письме от 20.12.2004 № 07-05-14/335. Данные документы будут размещены на нашем сайте. ФНС России в письме от 23.12.2004 № 19-03-01/000504 разъясняет порядок уплаты исполнительского сбора. Такой сбор взыскивается с должника в деле о банкротстве, если он без уважительных причин добровольно не выполнил требования исполнительного документа в установленный срок. Исполнительский сбор - это обязательный платеж, который с 1 января 2005 года полностью зачисляется в федеральный бюджет. Ранее в федеральный бюджет зачислялось 30% суммы сбора, а остальная часть поступала во внебюджетные фонды исполнительного производства. Данный документ будет размещен на нашем сайте. С 1 января 2005 года начал действовать новый порядок взимания косвенных налогов при торговле с Белоруссией. В связи с этим Федеральная таможенная служба в письме от 27.01.2005 № 01-06/1958 разъяснила, где налогоплательщики должны уплачивать НДС за ввозимые товары. Так, если товары, происходят и ввозятся с территории Республики Беларусь, НДС с них взимается налоговыми органами. В отношении товаров, происходящих из третьих стран или из России и ввозимых с территории Белоруссии, порядок взимания НДС остается прежним. Такие товары проходят таможенное оформление и таможенный контроль, а налог за них уплачивается на таможне. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Многие бухгалтеры оказывались в ситуации, когда дополнительные доходы или расходы выявляются уже после того, как годовая отчетность утверждена. Как правильно отразить их в отчетных формах и не ошибиться в расчете налога на прибыль? Об этом письмо Минфина России от 10.12.2004 № 07-05-14/328. Из документа следует, что указанные доходы и расходы учитываются соответственно по кредиту и дебиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" в том периоде, в котором они были обнаружены. В Отчете о прибылях и убытках за данный период указанные суммы отражаются как внереализационные доходы или внереализационные расходы. В письме Минфина также упоминается статья 54 Налогового кодекса, по которой налогоплательщик должен производить перерасчет налоговых обязательств в периоде совершения ошибки. Поэтому дополнительные доходы или расходы не влияют на величину налога на прибыль текущего отчетного периода, в котором они были обнаружены. Как подчеркивает Минфин, данные суммы следует исключать из налоговой базы не только текущего отчетного периода, но и всех последующих. Следует отметить, что согласно ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" указанные расходы или доходы рассматриваются в качестве постоянных разниц, формирующих постоянное налоговое обязательство или актив. Данный документ будет размещен на нашем сайте. В приказе ФНС России от 23.11.2004 № САЭ-3-09/123@ (утвержден Минюстом 7.02.2005) приведен единый образец бланка для свидетельств, подтверждающих внесение записей в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, постановку на учет налогоплательщиков, а также регистрацию лиц, совершающих операции с нефтепродуктами. Следует отметить, что до изготовления и доставки новых бланков свидетельств для оформления документов территориальные инспекции должны использоваться ранее поставленные бланки. Такое указание дано налоговой службой в письме от 14.10.2004 № 09-0-10/4080. Данные документы будут размещены на нашем сайте. Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 51 установлены размеры и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета". Указанным работникам за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно выплачивается взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы в следующих размерах: - в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 75% тарифной ставки (оклада); - в районах Сибири и Дальнего Востока - 50% тарифной ставки (оклада); - в остальных районах - 30% тарифной ставки (оклада). Исчисление надбавки за месяц производится путем деления месячной тарифной ставки (оклада) работника на количество календарных дней соответствующего месяца и умножения на сумму календарных дней пребывания работника в местах производства работ в период вахты и фактических дней его нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно в этом месяце и на установленный размер надбавки. При выплате надбавки полевое довольствие не выплачивается. Надбавка начисляется без применения районного коэффициента к заработной плате и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Постановление вступает в силу с 1 января 2005 г. Бухгалтерские новости Приказом Минфина РФ от 31 декабря 2004 г. N 135н "О внесении изменений в Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности" из Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н, исключается положение о том, что в годовом бухгалтерском балансе данные по группам статей "Резервный капитал", "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" показываются с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплате дивидендов и пр. Приказ вводится в действие начиная с бухгалтерской отчетности за 2004 г. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Бухгалтерам следует быть внимательными при заполнении первых трех цифр КБК, которые содержат код администратора платежа. В большинстве случаев при перечислении налогов и сборов налогоплательщики должны указывать код ФНС России - 182. Однако по страховым взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний администратором платежа является ФСС России. Поэтому первые три цифры КБК у таких платежей - 393. При оплате НДС за товары, ввозимые на территорию России, указывается код Федеральной таможенной службы - 153. При ввозе товаров произведенных в Белоруссии администратором платежей являются налоговые органы. Следовательно, в платежках необходимо указывать код - 182. Более точный перечень новых КБК приведен в приказе Минфина России от 10.12.2004 № 114н (ранее действовавший приказ финансового ведомства от 27.08.2004 № 72н утратил силу). По страховым случаям, наступившим с 1 января 2005 года, часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, а также беременности и родам, выплачиваемая за счет средств ФСС РФ работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, не должна превышать за полный календарный месяц 720 рублей, с 1 сентября 2005 года - 800 рублей в месяц, с 1 мая 2006 года - 1100 рублей в месяц. Об этом письмо ФСС РФ от 27.01.2005 № 02-18/07-594. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Прочие Письмом ФТС РФ от 12.01.2005 № 01-06/107 утвержден новый Список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию РФ. Приказ МВД РФ от 19 января 2005 г. N 26 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России". Внесены изменения в порядок государственной регистрации транспортных средств. В частности, установлено, что юридические и физические лица (а не собственники или владельцы, как было закреплено ранее), за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять их с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в установленном законодательством РФ порядке. Указанием ЦБР от 29 декабря 2004 г. N 1540-У внесены изменения в Указание Банка России от 29 июня 2004 года N 1465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов". Изменениями существенно уменьшается размеры резервирования при осуществлении отдельных валютных операций по специальным банковским счетам. В частности, теперь при зачислении денежных средств на специальный банковский счет резидента в иностранной валюте "Р1" устанавливается требование о резервировании в размере 2% (ранее - 3%) суммы зачисляемых денежных средств на срок 365 календарных дней. При списании денежных средств со специального банковского счета резидента в иностранной валюте "Р2" устанавливается требование о резервировании в размере 25% (ранее - 50%) суммы списываемых денежных средств на срок 15 календарных дней. Изменениями не затрагиваются сроки резервирования. Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России". С 1 января 2005 г. плата за выдачу дубликата квалификационного аттестата аудитора заменяется уплатой государственной пошлины за выдачу дубликата квалификационного аттестата аудитора в связи с его утерей в размере 400 руб. Государственная пошлина за действия, совершаемые Минфином России при проведении аттестации аудиторов после 1 января 2005 г., уплачивается в следующих размерах:- за выдачу квалификационного аттестата аудитора - 400 руб.,- за внесение изменений в квалификационный аттестат аудитора в связи с переменой фамилии, имени, отчества аудитора - 100 руб. Приводятся банковские реквизиты для уплаты вышеуказанной государственной пошлины в доход федерального бюджета. Государственная пошлина не уплачивается за выдачу квалификационного аттестата аудитора лицами, в отношении которых Минфин России издал приказ о выдаче квалификационного аттестата аудитора до 1 января 2005 г., но еще не выдал указанный аттестат. Также не взимается государственная пошлина за выдачу квалификационного аттестата аудитора в порядке обмена. Об этом Письмо Минфина РФ от 2 февраля 2005 г. N 07-03-01/79/СШ. Данный документ будет размещен на нашем сайте Проекты Минэкономразвития планирует осуществить переход к единой ставке НДС. Об этом стало известно из обнародованной Программы социально-экономического развития РФ на период до 2008 года. Документ предлагает узаконить использование электронных счетов-фактур, а также сократить срок возмещения НДС при экспортных операциях. Кроме того, в планы МЭРТ входит уточнение порядка применения нулевой ставки НДС и перечня документов, необходимых для возмещения налога по экспорту. В программе также затрагиваются вопросы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. В частности, Минэкономразвития предлагает в полном объеме учитывать расходы на научные исследования и опытные разработки в составе расходов, признаваемых для целей налогообложения. Напомним, что по статье 262 Налогового кодекса расходы на научные исследования, не давшие положительного результата, признаются для целей налогообложения в размере не более 70%. Нормы Налогового кодекса об определении взаимозависимых и контролируемых лиц, цен товаров, работ и услуг в целях налогообложения могут быть уточнены. Об этом говорится в проекте Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, обнародованном Минэкономразвития. Документ также предполагает уточнение понятия "обособленное подразделение", используемого в Налоговом кодексе. Речь идет о том, чтобы привести его в соответствие с терминами "филиал" и "представительство" из Гражданского кодекса. Следует отметить, что в Налоговом кодексе четко не прописано понятие обособленного подразделения, и ФНС России уже предлагала оставить в Кодексе понятия "филиал" и "представительство". Решения суда Суммы суточных, выплачиваемые организацией работнику, НДФЛ не облагаются. К такому выводу пришел Высший Арбитражный Суд в решении от 26.01.2005 № 16141/04. Основанием для такого решения стало обращение в суд организации с заявлением признать письмо МНС России от 17.02.2004 № 04-2-06/127 недействующим. В соответствии с письмом суммы суточных, выплаченные сверх норм, установленных постановлениями Правительства РФ от 08.02.2002 № 93 и от 02.10.2002 № 729, должны облагаться НДФЛ. По мнению заявителя, данное письмо противоречит пункту 3 статьи 217 НК РФ. В этом пункте сказано, что от обложения НДФЛ освобождаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных законодательством. Порядок определения этих норм прописан не только в указанных постановлениях, но и в Трудовом кодексе. Так, согласно Трудовому кодексу размер суточных, выплачиваемых работникам, устанавливается в коллективном договоре или нормативном акте организации. Следовательно, от обложения НДФЛ освобождаются все суммы суточных, не превышающие размер, установленный такими договорами. Суд согласился с доводами заявителя. Он указал, что постановление № 93 может применяться только в отношении налога на прибыль. Действие же постановления № 729 распространяется на бюджетные организации. Причем данный документ определяет только сумму, возмещаемую за счет федерального бюджета, и не ограничивает размер выплат в пользу работников. На этом основании суд признал письмо МНС России от 17.02.2004 № 04-2-06/127 не соответствующим НК РФ и удовлетворил заявление организации. Данный документ будет размещен на нашем сайте. ИМНС неправомерно отказала налогоплательщику в возмещении НДС из бюджета в связи с тем, что представленный им счет-фактура не зарегистрирован в налоговом органе и не указан в ГТД, поскольку в соответствии с нормами НК РФ данное обстоятельство не является основанием для отказа в возмещении НДС из бюджета. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.12.2004 N А21-3816/04-С1. Данный документ будет размещен на нашем сайте. Суд, признавая недействительным решение ИМНС об отказе ООО в возмещении НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию РФ, правомерно отклонил довод инспекции о том, что общество не оплатило импортированный товар иностранному продавцу, поскольку исполнение обязательств по оплате товара перед иностранным продавцом не является условием возмещения НДС и находится вне сферы регулирования налогового законодательства. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2005 N А56-10176/04 Данный документ будет размещен на нашем сайте. Ненадлежащее оформление платежного документа не является безусловным основанием для отказа налогоплательщику в возмещении НДС из бюджета, если уплата налога поставщикам экспортированного налогоплательщиком товара подтверждена другими документами. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2004 N А05-5518/04-12 Данный документ будет размещен на нашем сайте Предупреждение! Предлагаемые обзоры не являются нормативными документами, они составляются на основании материалов средств массовой информации и данных, предоставляемых пресс-службами.
|