Переписи по отдельным аспектам сельского хозяйства
19/10/05, "Пенза-Онлайн"
В настоящее время в России накоплен определенный опыт проведения сплошных и выборочных обследований, в том числе и в сельском хозяйстве. Важнейшими из них являются всероссийские (всесоюзные) переписи по отдельным разделам сельского хозяйства (перепись посевных площадей сельхозкультур в 1964, 1976, 1985 гг. в хозяйствах населения, перепись плодово-ягодных насаждений и виноградников 1970, 1984 гг. в хозяйствах всех категорий, перепись поголовья скота в хозяйствах населения по состоянию на 1 января 1996 г.). Ведутся выборочные статистические наблюдения за сельскохозяйственной деятельностью хозяйств населения, создан регистр крестьянских (фермерских) хозяйств. К проведению указанных переписей привлекались все заинтересованные ведомства, в первую очередь, Минсельхоз и Федеральная служба занятости. Велась разъяснительная работа среди населения, источниками для формирования списков являлись сведения местных администраций, основанные на выборочных опросах населения. Перепись плодово-ягодных насаждений проводилась во всех хозяйствующих субъектах различных организационно-правовых форм (колхозы, совхозы, межхозяйственные предприятия и, другие государственные и кооперативные предприятия и организации, включая лесные организации, имеющие обособленные участки культурных плодово-ягодных насаждений, предназначенных для получения сельскохозяйственной продукции), приусадебных участках колхозников, рабочих и служащих и в коллективных садах (садоводческие товарищества), имеющих плодово-ягодные насаждения в сельских и городских местностях. Переписи подлежали также маточные насаждения в указанных хозяйствующих субъектах, и культурные плодово-ягодные насаждения в обособленных садах. Дикорастущие растения, плодовые деревья, в защитных лесных насаждениях, а также культуры, не выращиваемые в целях получения урожая, переписи не подлежали. Были утверждены формы (№1 и №2) переписи, а именно бланки для юридических и физических лиц. Перепись плодово-ягодных насаждений проводилась повсеместно в период с 15 июля по 15 сентября 1984 года. В пределах данного периода конкретные сроки проведения переписи (не более месяца) устанавливались ЦСУ союзных республик по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами (МСХ, Минплодовощепром и Минпищепром). Проведение переписи в совхозах и других государственных хозяйствах возлагалось на администрацию под руководством соответствующей вышестоящей организации и начальника информационно-вычислительного центра/станции (ИВС), инспектора госстатистики. В небольших хозяйствах ответственными за перепись были администрации хозяйств, в колхозах – правление колхозов и специально созданные для переписи бригады, в ЛПХ – регистраторы с участием представителя сель(гос)совета, в садоводческих товариществах – правления товариществ. Контрольные обходы осуществляли контролеры от ИВС и районной (городской) инспектуры госстатистики. Руководителями переписных бригад, как правило, являлись агрономы районного уровня, колхозов, а переписчиками – учащиеся сельскохозяйственных учебных заведений. Подбор переписных кадров с учетом необходимого резерва возлагался на ИВС, инспектуры госстатистики совместно с районными агропромышленными объединениями (АПО). Существенный интерес в плане подготовки ВСХП представляет собой перепись плодово-ягодных насаждений в хозяйствах населения (колхозников, рабочих и служащих, других групп населения и членов садоводческих товариществ), которую регистраторы (правления товариществ) проводили на основе подворных списков путем обхода (опроса) хозяйств или участков и подсчета числа плодовых деревьев и ягодных кустов в сопровождении представителей сельских или городских советов. При проведении переписи в сельских местностях регистратор обязан был обойти все дворы, вписать все хозяйства, независимо от наличия или отсутствия в них плодово-ягодных насаждений. По каждой категории хозяйств составлялся отдельный подворный список. По садоводческим товариществам список заполнялся по всем показателям правлением товарищества. В городских местностях проводился обход всех домовладений, но переписывались только имеющие плодово-ягодные насаждения. Контрольные обходы (по сплошному принципу) составляли не менее 10% от общего числа хозяйств. Перепись скота по состоянию на 1 января 1996 года проводилась с 3 января 1996 года по 15 января 1996 года в соответствии с постановлением Правительства. Конфиденциальность сведений гарантировалась государством. Численность скота в городской местности определялась расчетным путем. Были выделены сельская, городская местность, арктические районы. Переписи подлежал скот, содержащийся в сельхозорганизациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, хозяйствах населения. Виды скота: крупный рогатый скот (в том числе коровы), свиньи, овцы и козы, лошади, олени, в том числе северные, птица, пушные звери. Из юридических лиц по состоянию на тот период были переписаны колхозы, совхозы, межхозяйственные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы, АО, товарищества, ассоциации К(Ф)Х, другие предприятия новых организационно-правовых форм, обязанные представить “сведения о состоянии животноводства” на 1 января 1996 года; другие сельскохозяйственные предприятия и кооперативные хозяйства по форме №24 (подсобное), представившие “сведения подсобного, кооперативного хозяйства о состоянии животноводства”. Для определения численности скота, находящегося в хозяйствах населения, К(Ф)Х, применялся сплошной обход хозяйств и опрос владельцев с заполнением переписного листа (в списках были указаны все хозяйства, имеющие и не имеющие скот). Велся учет количества скота на отгонных зимних пастбищах, на передержке, в общественном стаде и т.д. Опрос владельцев проводился счетчиками с участием представителя администрации, домоуправления. Контрольные обходы вели проверочные бригады (контролировалось не менее 10% общего числа хозяйств). В городской местности были переписаны хозяйства населения во всех населенных пунктах, утвержденных по состоянию на 1 января 1996 года как города и городские поселения. Населенные пункты, подчиненные городской администрации и не входящие в городскую черту, как и сельские, объединенные местной администрацией, относились к сельской местности. В заготовительных пунктах учитывался весь скот, прибывший с 1 по 5 января. Подбор кадров для переписи велся с запасом счетчиков и контролеров. Подготовленные материалы включали в себя: картосхемы районов с указанием всех населенных пунктов, полос отчуждения и др., списки всех населенных пунктов, причем мелкие населенные пункты условно объединялись в группы (гнезда) и присоединялись к крупным населенным пунктам, списки домовладений в городах, а также всех юридических лиц, ведущих сельскохозяйственную деятельность, имеющих и не имеющих скот. В районных отделениях статистики были составлены календарные планы проведения переписных работ. Бланки по учету скота содержали сведения о численности скота, производстве продукции животноводства на основе данных инвентаризации и бухучета. По административному району итоги переписи скота в городах подсчитывались счетчиками, на селе – местной администрацией. При переписи скота у населения, временно проживающего на территории местной администрации, принималось во внимание, что в похозяйственных книгах этот скот не отражается, а записывается в отдельные списки. При этом хозяйства, имеющие только кроликов и нутрий, в число хозяйств, имеющих скот, не включались.
|
|
|