Анализ рынка сотовой связи Пензенской области
06/10/05, "Пенза-Онлайн"
Сколько нас? Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в Пензенской области пользуются сотовой связью 225 тысяч граждан. Исследование, проведенное Институтом соционики, позволило определить, что 156 тысяч из них проживают в городе Пензе, остальные 69 тысяч жители городов и сел области. Подобное исследование было проведено впервые в Пензе. Его результаты позволяют реально представить картину рынка предоставления услуг подвижной (сотовой) связи и представить прогноз экономического развития ситуации в данной отрасли. Основными пользователи услуг операторов сотовой связи в Пензе являются граждане в возрасте от 18 до 35 лет, или 41,7% от общей численности. Абоненты мужчины составляют 53,5%, женщины соответственно 46,5%. Пользователи сотовой связи, как правило, имеют высшее образование 47,3%. Жители города Пензы пользуются услугами не менее трех операторов подвижной (сотовой) связи. СМАРТС (Пенза-GSM) имеет 69500 постоянно действующих абонентов, или 44,6%. Услугами компании Мегафон пользуются 44500 граждан, или 28,5%. Услугами компании “Вымпелтелеком” представляющую бренд Би-лайн пользуются 39 тысяч пензенцев, или 25,2%. Стратегии развития рынка от операторов сотовой связи Есть ли у пензенских операторов стратегии развития? Анализ рынка услуг предоставления сотовой связи указывает на то, что специальной стратегии развития у сотовых операторов на территории нашей области нет. Они просто пришли. Сегменты распределения рынка среди кампаний напоминает приготовление слоеного пирога. До августа 2003 года рынок данных услуг был представлен двумя операторами Пенза-GSM и Пенза-Мобайл. Как таковой конкуренции между операторами не наблюдалось. Цифровая система связи, используемая Пенза-GSM, на практике оказалась более привлекательна, как с потребительской точки зрения, так и с точки зрения технологий развития сотовой связи, чем аналоговая используемая Пенза-Мобайл. За три года присутствия на рынке только двух операторов привело к очевидной монополии на рынке сотовой связи компании СМАРТС (Пенза-GSM). Мегафон потеснил СМАРТС, вовлекая на рынок услуг дополнительных абонентов. В декабре 2003 года Би-лайн потеснил Мегафон и СМАРТС, вовлекая на рынок услуг дополнительных абонентов. При этом лидирующее место на рынке сотовой связи осталось за СМАРТС. Федеральные лидеры – сотовые операторы не сумели составить конкуренцию “старому” региональному лидеру. 22,9% абонентов Би-лайн меняли оператора дважды и более раз; 39,3% один раз; не меняли вообще 37,8%. 33,4% абонентов Мегафона меняли оператора дважды и более раз; 37,7% один раз; не меняли 28,9%. 25,2% абонентов СМАРСТ меняли оператора дважды и более раз; 32,6% один раз; преданными компании оказались 42,2%. Рынок услуг предоставления подвижной (сотовой) связи в данный период стабилизировался. Основным критерием развития рынка сегодня является развитие корпоративных планов и подключение дополнительных абонентов по рекомендациям (родственники, друзья). Прогнозы Прогнозируемая динамика развития рынка такова. СМАРСТ минус 6,1% или 4 тысячи абонентов. Мегафон потенциально увеличит число абонентов на 6,0%. Би-лайн плюс 1,9%. Уменьшение числа абонентов идет за счет перехода пользователей к другим операторам. Увеличение идет в основном за счет открытия корпоративных планов и подключение абонентов по рекомендациям. Люди говорят – МТС? Рынок сотовой связи в области недостаточно развит и способен вырасти в 2,2 раза. Общий анализ ситуации рынка указывает на возможность появления нового оператора. Пензенцы откровенно ждут такого поворота. Подобное изменение жители города связывают с уменьшением тарифов на услуги. Появление нового оператора выгодно не столько потенциальным пользователям в первую очередь, сколько торговым сетям по продажи сотовых телефонов. Так и хочется сказать: “Ау, МТС, Сонет, или кто там еще?” Но вопрос не в этом. Политика нового оператора сегодня выглядит так: не создавать что-то новое, а купить старую действующую сеть. Для принятия подобного решения в Пензе есть основания. Оно может быть реализовано за счет покупки кампании Пенза-Мобайл. Продадут ли? Сотовая связь – источник информации Сотовая связь сегодня больше чем связь, это информационный канал. Показателен в этой связи пример распространения информации среди пензенцев относительно пожара на Балаковской АЭС, свершившегося осенью прошлого года. Удивлению не было предела, откуда народ в 5 часов утра знал о ситуации больше, чем официальные органы. Отчасти сработало как испорченный телефон, но и информацию в СМИ пользователи порой переделывают на свой манер. Согласитесь. Кстати, пользователи сотовой связи не смотрят телевизор в 69,5% случаях. Читают печатные издания: Экстра-КП (20,0%); Пенза+ТВ (17,1%); Телесемь (15,5%). При этом 100% пользователей сотовой связи каждый день читают SMS и отвечают на звонки. Замечания: В ходе опроса общественного мнения (1-5 июля этого года) выявлялись предпочтения рынка подвижной (сотовой) связи среди граждан, которые относят себя к потребителям, обладающими покупательской способностью выше уровня потребления “продуктов питания и обязательной оплаты услуг ЖКХ и т.п.”, в возрастных рамках от 18 до 60 лет. Таковых в городе Пензе примерно 178 500 человек. Статистические данные, приведенные в статье, имеют погрешность порядка 3%. Выборка исследования составила 332 человека. Заявления о подключенном 300, 200, 100 тысячным абоненте, следует расценивать как элемент рекламных кампании сотовых операторов, доказывающих свою состоятельность как участник рынка. Потенциал рынка услуг сотовой связи Пензенской области составляет 525 тысяч действующих абонентов. Данный расчет сделан на основании сопоставления долей городского и сельского населения и карты телефонной плотности регионов Приволжского федерального округа. Рейтинг телевидения представлен средним значением во временных интервалах (с 6 до 9 часов, с 9 до 12 часов, с 12 до 15 часов, с 15 до 18 часов, с 18 до 21 часов, с 21 до 24 часов, с 24 до 6 часов).
|
|
|