Будущее Родины,
или ответы на извечные российские вопросы кто виноват и что делать.
10/09/05, Бодров Анатолий Викторович, Независимый аналитик, директор общественного Института соционики
В связи с принятием нового законодательства изменяющего порядок формирования органов власти на федеральном уровне и на местах в регионах обострились порой незримые глазу противоречия внутри элит. Как этот процесс протекает в Пензенской области, - стал темой нашего разговора с Анатолием Бодровым. − После принятия законов о назначении губернаторов еще в апреле этого года представители политической партии «Единая Россия» убеждали Василия Бочкарева оставить пост губернатора. Как это могло быть? Действительно ли позиции правящей в стране политической партии существенно расходятся с позицией региональной власти? − Объективно Василий Кузьмич не представитель «Единой России». Бочкарев всегда был на стороне крыла «Единой России» называемой «Отечество», которое всегда было, да и сегодня остается в конфликте с «Единством» пропутинской политической структурой. Хотя сегодня они представлены в одном предвыборном альянсе. Сам факт того, что в области лидер «Единой России» депутат Государственной Думы Игорь Руденский, и то, что Василий Бочкарев в отличие от большинства губернаторов не возглавил региональный список «Единой России» на парламентских выборах в 2003 году, фактическое подтверждение того, что у правящей федеральной и правящей региональной элит не столь теплые отношения, как нам пытаются показать. На встрече с депутатом Законодательного собрания, руководителем отделения партии «Родина» Борисом Алейниковым я не случайно предложил пригласить в организацию Бочкарева. И предложение искреннее. Позиции губернатора Василия Бочкарева и политической партии «Родина» как не парадоксально звучит, совпадают. Взгляды представителей левых политических объединений Василию Кузьмичу ближе. Он самый типичный коммунист образца 90 годов. − Коммунист? А как же конфликт, который мы постоянно наблюдаем. − Конфликт, который нам постоянно демонстрируют. Я доверяю фактам. 5 сентября. 1 канал. 21 час. Вечерние новости. Интервью дает депутат от Татарстана Олег Морозов. На втором плане губернатор обнимается с лидером КПРФ Зюгановым. Мы уже сегодня можем говорить о политической судьбе Василия Бочкарева. Он вполне может занять пост председателя Законодательного собрания области следующего созыва. Это будет не падение, уверяю вас. Это будет сохранение политического влияния. − Как это делается? − Наступает момент выборов Законодательного собрания. Василий Бочкарев возглавляет список политической партии «Родина». В представительскую тройку входят депутаты Законодательного собрания Борис Алейников и Сергей Альчин. Кто будет возглавлять список «Единой России» уже не интересно. Ясно одно. Первые трое, а может и четверо, и пятеро проходят в Законодательное собрание по списку. Это реально, учитывая, что в области на выборах практикуется применение личностного административного ресурса, да и тезисы «Единой России» не совсем красиво выглядят в глазах избирателей. Став депутатом, он складывает полномочия губернатора и, учитывая политический момент, избирается председателем Законодательного собрания. Что такое председатель Законодательного собрания? Это первое лицо, причем выборное лицо в регионе. Он главный народный избранник в субъекте федерации. Не губернатор – губернаторы теперь назначаются. А вот как законы делать, определять политику в регионе – будет решать Законодательное собрание. Будет ли с ним «Единая Россия», не будет ли, вне разницы. Может к этому времени и «Единой России» не будет. − Но согласитесь, «Единая Россия» выглядит вполне сильно и представительно. − Кто такой средний единорос? Никто не знает. Средний яблочник – да, можно описать. Средний лдпровец – да. «Единая Россия» - это правящая элита. Российская правящая элита имеет свойство постоянно менять свое лицо каждые четыре года. Как выборы в Государственную Думу подходят - раз новое название. «Единая Россия» - «Отечество» - «Наш Дом Россия» - «Демократический выбор». Мы это видим постоянно, и не надо себя обманывать. Слышим от оппонентов «Единой России» - ну как же, они давно у власти! Господь с вами, отвечают, нашей партии всего полтора года. − Рекомендации интересны. Но Бочкарев глава исполнительной власти на пять лет, что ему еще надо? − Почему пять лет? Простите меня, но все забывают одну вещь. В чем суть закона о назначения губернаторов? Он связывает время пребывание на данной должности не сроками избрания губернатора, а сроками избрания Президента. Полномочия Владимира Путина заканчиваются в марте 2008 года. Учитывая, что у нас дотационный регион поменять губернатора ничего не стоит. Отключить поступление федеральных субвенций, дотаций и все. И если губернатора не уберет Президент, то уберет население. Потому, что населению нужно платить зарплату, пенсию, выполнять социальные программы. − Насколько мнение «Единой России» весомо в области? − Губернатор области и «Единая Россия» - прямой ответственной связи не вижу. Приведу пример, когда «Единая Россия» приехала в Самару и потребовала от местной власти увеличивать численность организации. На что чиновники области отвечают, ребята, а вы не ошиблись, у нас другая политическая партия во главе стоит. Социал-демократическая. Да. На федеральном уровне правящая «Единая Россия», а в Самаре нет. В республике Алтай – аграрная партия возглавляет регион. В Пензе посмотрите – один сенатор Борис Шпигель партию Жизни представляет. Андрей Вавилов - знаковая фигура либералов. Поэтому предлагаемый мною политический шаг Василию Бочкареву вполне оправдан временем и выверен обстоятельствами. − Обстоятельства, что в это слово вкладываете вы. Тот тяжелый груз социальной ответственности власти перед населением накопленный годами. − По существу, действующая власть отвечает пока только за 122 закон, то есть за монетизацию и Жилищный кодекс. − А за 131 закон? − Ну, он пока еще не вступил. Вообще 131 закон – это сказка. По идеи это наш первый шаг в цивилизацию. Мы пытаемся копировать те же самые схемы, которые работают на западе, кстати, работают успешно. Мы пытаемся копировать те же самые схемы, которые на западе позволяют муниципалитетам не просто выживать, но как-то развиваться. В принципе 131 закон перекликается с новыми редакциями законов, определяющими порядок формирования бюджетов. Но на западе практика работы по предлагаемым правилам есть, а у нас, её нет. В чем проблема бюджетов регионов? А в том, что условия финансирования меняется практически каждый год. Власть по обыкновению нерасторопна и смотрит только под ноги, лишь бы сегодня не упасть. Совершенно не задумывается о том, что законодательство поменялось, и со следующего года, если говорим о бюджете, то будет наполняться деньгами не с тех источников финансирования как обычно, а с других. А местная власть, не задумываясь об этом не дает возможности развиваться будущим финансовым источникам. − В приезд Яковлева высоко оценили работу администрации области по подготовке к переходу 131 закона. − Да я слышал мнение журналистов. Вот как хорошо к нам приехал Яковлев, ну наконец-то, давно его не видели. Если вы такое скажите в Москве, то люди связанные с Правительством, спросят, что у вас случилось. Потому как приезд Яковлева ассоциируется с приездом Шойгу. Шойгу приезжает – значит, уже все сгорело. Яковлев – значит, завтра все загорится. Он нас предупреждает – меняйте порядок, условия, давайте возможности развиваться перспективным секторам экономики. Для чего? – вопрошаем мы. А нам кулуарно отвечают, для того чтобы, когда наступит 1 января в Москву за деньгами не ездили. Потому как если вы эти сектора экономики не разовьете - деньги собрать не сумеете, а если нет денег, куда приедете? В Москву. А на фига простите мы им там нужны? − А что это за сектора экономики? Вот муниципальный уровень. Заместитель губернатора Надежда Козенко в докладе сказала, что только 24% муниципальных бюджетов способны хоть как-то себя обеспечить, а остальные нет. Что им делать? − Бюджет бюджету рознь. Разберем сельский бюджет. Что там есть? Отвечаю ничего. Предприятий промышленных нет, в каком состоянии сельхозпредприятия находятся, мы знаем. Денег нет. Но есть люди: врачи, учителя, социальные работники и им бюджет обязан платить. Откуда? Новая редакция закона требует выплат из местного муниципального бюджета. А из чего может сложиться местный бюджет? Если нет предприятий и предпринимателей мало. Ответ простой – налог на землю. Район все равно будет дотационным, и ему будут давать деньги, но что-то же самостоятельно должен зарабатывать. И задача для села подойти к 1 января с нормальной схемой налогообложения населения по земельному налогу. Готов ли предположим Вадинский район. Юрий Лыжин, на совещании в Правительстве говорит не готов. Все прекрасно понимают и глава района в том числе, что кроме налога на землю у него ничего нет. Но чтобы его брать, надо знать, как проведено межевание, кто является собственником конкретной территории, кто платить будет и сумеют ли вообще платить за неё. Конечная цель выдать налогоплательщикам кадастровые номера. А чтобы эту работу вести нужны деньги, а у района их нет. Выход? Губернатор вносит предложение. Давайте прокурора туда направим, он заставит работать. Так дела не решаются. Скажем откровенно, не везде такая ситуация. Наровчат, например, готов давно. Они в 131 закон вступят легко. − Сколько процентов не готово? − Из 29 сельских района не готово на сегодняшний день три четверти. Дай бог чтобы ситуация изменилась - время еще есть. Преодоление этих проблем тормозят сами чиновники, создавая бюрократическую волокиту. − Пенза. − Когда мы говорим о сельских районах, мы должны понимать, что они как были, так и останутся дотационными. Просить деньги для села, численность которого 3 тысячи это одно, а когда 1 января придут ряд руководителей и будут просить денег на полумиллионный город – вот за это надо гнать с работы. В городе возможности по наполнению бюджета более существенны. Земельный налог здесь не основной. В городах налоги в муниципалитет дают три сектора: вмененный налог с предпринимателей, подоходный, акцизы. Начальник финансового управления города Завьялкина докладывала по итогам первого полугодия. Пенза собственными доходами обеспечила себя только на 82 %. 18% недосчитались. Акцизы не собрали на алкогольную продукцию. У меня вопрос: «Что стали меньше пить?» Пьют также. Власть просто перестала контролировать процесс реализации алкоголя. Вмененный налог. Что такое сухая цифра 82%. 82% предпринимателей оплатили налог, а остальные перестали. Вопрос как перестали совсем – что они закрылись или уехали. Самое ужасное, про это никто еще ничего не сказал – в Пензе снизились поступления по подоходному налогу. Такое снижение может означать только одно – люди стали получать меньше денег, меньшую заработную плату, чем планировалось. Получается, официальная средняя зарплата по городу упала. После таких докладов мы обязаны признать, что действия городской власти неадекватны. − Одной из заслуг новому городскому руководству ставят наведение чистоты в центре города. − Я убежден, что чистота в областном центре одна из важнейших задач любого руководства. Чистый город – это ворота в область. Ворота для инвесторов и т.д. Но город, что 32-ступенчатая сложнейшая система. И решать надо не только и не столько вопросы чистоты, как в первую очередь вопросы теплоснабжения, водоснабжения, канализации города. Но это немного другая тема. В чем претензии к власти? В борьбе за чистоту нельзя нарушать законы. Если власть умышленно нарушает закон, то, что нам требовать исполнения их от простых граждан. − Когда вы говорите о нарушении закона. Что вы имеете в виду? − Возьмем «фонтанщиков». Позиция абсолютного большинства пензенцев известна. В историческом центре города не должно быть пивных точек, надо беречь культурное наследие. Согласен. Но, изгнав предпринимателей, городские власти нарушили все мыслимые законы, да к тому же наказали сами себя и нас в том числе. Прокуратура области дает ответ, - действия главы администрации Александра Пашкова незаконны. Теперь с этим представлением предприниматели могут пойти в суд предъявить денежные иски городу и будут правы. И казна в очередной раз похудеет. И виноват в этом будет конкретно один человек – Александр Пашков. Александр Владимирович недавно заявил, цитирую «слабое исполнение бюджета города Пензы за первое полугодие говорит о том, что мы плохо работаем над доходной частью». Не мы, а вы господин Пашков плохо работаете. Все второе полугодие Пензой руководите вы и ваша команда. Слово плохо – это оценка два. А раз глава Администрации свою работу считает неудовлетворительной – наберитесь мужества, оставьте пост и прекратите своими неумелыми управленческими решениями разорять городской бюджет. − О каком ущербе городской казне может идти речь? − Издержки. Порядка 7 миллионов рублей. Договора аренды прошли регистрацию, и разрывать их можно было только через суд. Предприниматели большие деньги потратили на благоустройство, плитка, фонари. И затраты понесенные ими придется возвращать бюджету, то есть простым пензенцам. Надо бизнесу предлагать менять форматы торговли и решения следует принимать не через постановление одного чиновника, а через решение Пензенской городской Думы. Она единственная в городе обладает представительскими, законодательными функциями. − 7 миллионов небольшие деньги для бюджета. − Здесь 7 миллионов, тут 3 миллиона, тут еще 2. Сложили. Получили приличную сумму. И давайте так, не мы с вами будем делать выводы относительно данного решения, а попросим родителей школьников дать оценку действиям городской администрации. Они поймут о чем речь. − Кто виноват, что вмененный налог не собрали? − Приведу яркий пример. Было порядка полусотни остановочных павильонов в аренде у предпринимателей, чьи документы были в порядке. Все 50 платили вмененный налог. Сейчас остановочные павильоны занял один хозяин. Сеть «Сурский табак». И сейчас платят не 50 человек, а один. А 49 что? Они, стало быть, не платят. − Позволь слова в защиту «Сурского табака» сказать. Александр Пашков много денег выбил из этих ребят на благоустройство, благотворительность. − Вот приходим к пониманию, как управлять городом. Что значит выбил? Бандиты что ли к ним приезжали. Хватит выбивать. Надо создавать систему, чтобы предприниматели сами платили, да еще радовались. Они радоваться, должны, когда налоги несут в инспекцию. А у нас приучили выбивать. От этого мы должны уходить. И бизнес не должен платить сверх того, что положено. Ведь чем предприниматель недоволен, когда поднимают ставки налогообложения. Он говорит так, доят, да еще налоги увеличивают. То есть он возмущен не тем, что налоги увеличивают, а тем, что доят. Еще одна проблема общая. Граждане не понимают, куда уходят их налоговые отчисления. Что такое выбить? − Ну, просто завтра Пашков напишет постановление освободить «Сурский табак» те же остановочные павильоны. Они понесут большие издержки. Политика направлена так, что власти выгодно иметь дело не с десятью предпринимателями, а с одним. − Выгодно, то выгодно. Всем удобней работать с одним, а не со ста. Но не надо забывать, что предпринимателей сто, а не один. А потом, кому выгодно? Речь идет о том, что это выгодно власти. Но у меня тогда вопрос: кто кому служит, власть народу, или народ власти. У нас крепостное право отменили. Холопов нет. Этот исторический этап мы прошли и не в Советское время, а при царе. Мы рыночные отношения должны развивать. Власть, декларируя принципы свободы личности, продолжает пользоваться методами, выбить, напрячь. Что это такое? И по акцизам. В борьбе с нелегальной водкой поотнимали лицензии, и полагают, что предприниматель перестал продавать алкоголь. Вряд ли так случилось. Он продолжает это делать, просто он сегодня продает и ничего не декларирует. Кто проигрывает? Бюджет. Мы с вами. Мало того, что водку пензенских производителей сами пензенцы перестали покупать, так пензенские предприниматели перестали её реализовывать. Нет спроса. А что делает в этой связи гигант пензенской промышленности – Пензаспиртпром? Ничего. В мае месяце господину Архипенко и заместителю по коммерческой части Романенко мною была представлена аналитическая записка о перспективах развития данной отрасли, где основным пунктом было предупреждение о возможных потерях. Руководство предприятия отмахнулось. В результате минус в бюджете на сумму 126 миллионов рублей. Что руководители были не ведение? Неправда. Они знали ситуацию на рынке, они знали, как будет развиваться ситуация, они были в курсе что делать и ничего не сделали. Простите меня за сравнение, но при более жестком руководстве в стране, руководители Пензаспиртпрома получили бы уголовные сроки за саботаж. − Что делать? − Менять методы работы. Любое действо власти должно быть выверено. Экономика это живой организм, здесь нельзя линейно подходить к решению проблем, взять и обрубить. Если где-то что-то убыло, то значит где-то что-то прибыло. Не бывает такого, чтобы было все хорошо. Обязательно проявляется что-то негативное. К экономике следует относиться как к сложной системе. И возвращаясь к 131 закону и докладу Завьялкиной, скажем так, не готова Пенза. Наступит 1 января, бюджет не соберут и пойдут просить денег. А деньги могут дать, а могут и не дать. Уже сегодня могу прогнозировать, что будет делать власть. Пензенские власти, когда не могут обеспечить доходную часть бюджета, начинают секвестрировать расходную её часть. − Что значит секвестрировать? − Уменьшить расходы на образование, медицину. Например, происходит объединение ряда медицинских учреждений. Количество врачей в ходе любого объединения уменьшается. На одного специалиста в ходе объединения увеличивается количество пациентов. Далее, образование. Притом, что учителя сами уходят из школ потому как там зарплаты маленькие. Беспрецедентный шаг приняли власти Пензы. Сократили 33 школу. Из школ уходили по 3-4 человека в год кто-то на пенсию, кто-то зарплату нашел побольше. Такого, чтобы сократили целый учительский коллектив не было никогда. − Говорят учеников нет. − Неправда. 40% пензенских школ до сих пор работают в две смены. А потом не надо думать одним днем. Детсады в своё время сократили, прошло 5 лет. Дети есть, дошкольных учреждений нет. − Так почему городские власти сокращают школы? − У нас денег в бюджете не будет. Уменьшат количество педагогов. Меньше педагогов, меньше затрат на образование. Власть заявляет - такого не будет. Мы видим, такое уже есть. Мы видим, что власть выбрала этот путь. В медицине путь секвестрования бюджета избран давно, в сфере культуры тоже. Даже в вопросах благоустройства. Создали некое некоммерческое партнерство «Чистый город», который по факту подменяет функции Горзеленстроя, муниципального предприятия. Теперь бюджетную строку затрат Горзеленстроя можно уменьшить, денег не давать, потому, как задачи этого предприятия будет выполнять «Чистый город». Зачем это сделали? Мотивация такова. Горзеленстрой убытки приносит, а вот «Чистый город» там же работает, теми же вениками, но почему-то прибыльное предприятие. Так проблема значит не в предприятии, а в не умении управлять муниципалитетом. − Муниципальные предприятия приносят прибыль? Но, по-моему, такого не бывает. − Бывает. Если работать как управление транспорта города Пензы, то угробить данную отрасль не составит большого труда. Что мы и видим. Задержки зарплаты, выгоняют на улицу водителей, контролеров. Приведу для сравнения астраханскую схему управления муниципальным транспортом. Астрахань город очень похож на Пензу. 507 тысяч населения в Астрахани, - у нас 520 тысяч. Годовой бюджет 2,8 миллиарда рублей. Только собственные доходы в Астрахани составляют 86%, а в Пензе 60%. Причина в том, что астраханские муниципальные предприятия прибыльные. Даже транспорт. Дешевый электрический транспорт они сделали социально доступным, и ездят там те, кто живет плохо. В трамваях даже нет контролеров, они возят население бесплатно. А вот автомобильный транспорт, стоимость проезда там высокая, компенсирует затраты так называемого социального транспорта. Это надо было рассчитать, сесть за калькулятор. Создается ощущение, что в городской администрации не хотят и не умеют это делать. Кстати, объединение пензенских транспортных автохозяйств в одно – путь на секвестирование бюджета. Это концепция какая-то администрации города, и концепция не верная неправильная. Это означает, что у нас бюджет будет еще меньше и жить мы будет еще хуже. Это аксиома. Любой экономист это подтвердит. А Пенза продолжает уменьшать расходную часть бюджета, потому как не может набрать доходную часть. − Выход один. Бюджет укреплять инвесторами. − Согласен, но в современных условиях можно по большей части говорить только о частных инвестициях. Ждать государственных инвестиций в область сегодня не приходиться. Ну, только из министерства обороны, которое строит завод по уничтожению химического оружия в Леонидовке. Любой частный инвестор придет – это тоже хорошо. Не бывает в природе ни одного инвестора, который пришел бы на пустое место. Приход инвестора это зарплата, подоходный налог. Но, подчас забывают одно, частный инвестор не кормит государство, глав администраций, он кормит жителей. Отсюда традиционная проблема у инвестора - это административные преграды. Мое мнение Пензенская область не совсем приспособлена к приходу действительно крупных инвесторов. Яркий тому пример, приезд руководителя «Русснефть» господина Гуцириева. До приезда официальные источники Правительства области заявили, что компания готова инвестировать 300 миллионов долларов в экономику региона, а на следующий день объясняла, что журналисты перепутали доллары с рублями. Мне кажется никто ничего, не перепутал, просто нефтяники увидели состояние данной отрасли и пересмотрели планы. Что это удар? Нет. Это позиция частного бизнеса. Не созданы властью условия, - он уходит. Беседовал Алексей Иванов (продолжение следует) Бодров А.В.: «Пензенская региональная элита обладает всеми признаками номенклатурной элиты, где есть так называемая непотизация, наличие родственных связей, и иерархическая структура. Если тебя не позвали, то даже в силу своих личных способностей ты туда попасть не можешь. Единственный способ копировать лидера элиты. Грубо говоря, надо быть лысым, ростом 2 метра и публично ругаться матом.»
|
|
|