ТСЖ объявило войну монополисту
07/09/05, «Пензенская правда», №70
Вот уже более двух лет председатель правления ТСЖ «Русь», управляющий ТСЖ «Южанка», председатель региональной общественной организации по защите жилищных прав граждан «Мой дом» Владимир Лощинин борется с ОАО «Пензенская генерирующая компания» («ПГК»). Став председателем ТСЖ, Владимир Евгеньевич задался вопросом: каким образом поставщики коммунальных услуг - тепло-, энерго-, водоснабжающие организации - строят свои отношения с потребителями? Изучив и проанализировав прежние договора, законы и уставы ТСЖ, пришел к выводу, что договора, выражаясь юридическим языком, ничтожны, т. е. не соответствуют духу и нормам законов и были навязаны потребителям поставщиками услуг. Камнем преткновения является то обстоятельство, что ОАО «ПГК» как не признавало, так и не признает наличие договорных отношений с конкретными потребителями-гражданами. А это, как справедливо считает Владимир Лощинин, не соответствует нормам закона. Поставщик на это приводит такие аргументы: он, мол, продает товар, покупателями которого являются юридические лица - предприятия, в том числе ТСЖ. И таким образом монополист не признает владельцев квартир в многоквартирных домах своими абонентами, перекладывая свои функции по отношению к потребителям на ТСЖ. Которые почему-то, по его логике, обязаны собирать с жильцов деньги за предоставляемые поставщиком услуги. В договорах также отсутствует ответственность поставщика, нет параметров качества тепловой энергии, механизмов снижения оплаты при несоответствии качества энергии и т. д. Тем самым не поставщик, а правление ТСЖ вынуждено почему-то отвечать перед жильцами за качество, недопоставки услуг и т. д., оставаться один на один с жильцами домов, которые адресуют им свои претензии. ТСЖ при такой договорной системе вынуждены оплачивать не только фактическое потребление, но и потери в сетях, т. е. за неоказанную услугу. Удобная, беспроигрышная и выгодная позиция, комментирует Владимир Лощинин, при которой, ни за что не отвечая, защищаются неуемные аппетиты монополистов, привыкших изымать у населения деньги по принципу «чем больше, тем лучше». При этом серьезно страдают жители домов, входящих в ТСЖ, которым приходится оплачивать тепловую энергию без учета ее качества. В доказательство приводятся такие факты. К примеру, с ноября 2002 по январь 2005 гг. по дому № 23 по ул. Кижеватова недопоставка теплоносителя составила 28825 тонн, тепловой энергии - 381 Гкал на сумму ни много ни мало 136385 рублей, недогрев теплоносителя составил 18 градусов. По дому № 37 по горячему водоснабжению регулярно выставлялись счета на оплату в суммах, не соответствующих истинному потреблению. Таким образом, поставщик, мягко говоря, незаконно получал солидную незаработанную прибыль. Более того, в случае неоплаты целые дома, управляемые ТСЖ, регулярно отключаются от тепловой энергии, и выходит, что из-за отдельных нерадивых жильцов страдают и добросовестные потребители. А это уже прямое нарушение закона. Солидные средства при подобной договорной системе теряет и городской бюджет при расчетах по разнице тарифов, субсидиям, а также в силу того обстоятельства, что выступил в роли исполнителя услуги по теплоснабжению населения, проживающего в домах, относящихся к муниципальной собственности. Городские структуры вынуждены покрывать разницу между оплатой населением по тарифам и теми счетами, которые предъявляли поставщики. Теперь более подробно относительно того, может ли ТСЖ быть покупателем и перепродавцом тепловой энергии, что было навязано ему договором. По законодательству, объясняет Владимир Лощинин, ТСЖ является некоммерческой организацией. Это всего лишь способ управления жилым домом, основная функция которого защищать права и интересы жильцов. Товариществам не вменяется обязанность заключения договоров на оказание коммунальных услуг (таковой может быть заключен, но только если соответствует интересам членов товарищества и обязательно принят решением общего собрания. Такие полномочия бывшему председателю членами ТСЖ переданы не были). Так что ТСЖ не может быть покупателем и перепродавцом услуг ЖКХ по закону и по уставу. Потребителем тепловой энергии является гражданин. Кроме того, на этот вид деятельности требуется лицензия, которой у ТСЖ нет и быть не может. ТСЖ не может являться и абонентом (потребителем), так как договор заключается в соответствии с Гражданским кодексом с владельцем энергопринимающих устройств, каковые имеются у собственников квартир. Их общедолевой собственностью являются также и внутридомовые сети. Отсюда вывод: договора с ТСЖ как с абонентом быть не может. Кстати, срок договора, незаконно заключенного прежним председателем ТСЖ, которому члены товарищества не давали таких полномочий, истек. ТСЖ было предложено подтвердить действие старого договора, от чего оно наотрез отказалось, так как не имеет никакого желания заключать его на прежних условиях, которые противоречат закону. ТСЖ отказалось от функции по сбору платежей в пользу поставщика и предложило выполнять таковые ему самому как исполнителю услуги, что соответствует не только закону, но и элементарному здравому смыслу. Правление уведомило ОАО «ПГК» и жильцов о том, что будет строить договорные отношения по теплоснабжению исключительно в соответствии с законом, т. е. от имени каждого гражданина-потребителя, защищать интересы жильцов, как это и положено по уставу, чтобы каждый получал качественную услугу и платил только за реальное потребление. Это, как нетрудно догадаться, не устраивает монополиста, который привык безнаказанно делать с нами все, что захочет. И энергоснабжающая организация, которая по-прежнему продолжает отправлять счета ТСЖ (которое, естественно, их не оплачивает по тем причинам, о которых говорилось выше), а не конкретным гражданам, подало на ТСЖ в суд. Кстати, по поводу разгоревшегося конфликта неоднократно собирались совещания межведомственной согласительной комиссии по энергетике при правительстве области. Мнение ее членов, разумеется, за исключением поставщиков коммунальных услуг, однозначно. Признано, что представленные договора не соответствуют нормам закона. Договор должен быть заключен с потребителем-гражданином-владельцем квартиры, так как ТСЖ не может выступать в качестве исполнителя услуги. Что и требовалось доказать. Принято решение рекомендовать ОАО «ПГК» привести договорные отношения не только с потребителями ТСЖ «Русь» и «Южанка», а также потребителями, проживающими в домах, управляемых всеми ТСЖ, ЖСК г. Пензы, в соответствии с нормами законов. Теперь дело за судом. На то, что он наконец примет верное решение, надеется не только Владимир Лощинин, но и все председатели и члены ТСЖ, ЖСК. Владимир Максимов
|
|
|