Россияне распробовали автокредиты
31/08/05, RBC daily
Покупатели автомобилей в Москве и Санкт-Петербурге все чаще пользуются кредитными схемами. Характерно, что для них одной из основных причин обращения за кредитом является возможность приобрести более дорогой автомобиль Консалтинговая компания BusinessVision провела исследование спроса на рынке автокредитования. Как сообщили RBC daily, в ходе исследования было опрошено 819 человек в Москве и Санкт-Петербурге (в равном соотношении). В результате было выявлено несколько интересных фактов. В частности, треть опрошенных покупателей машин в Москве и в Питере приобретают в кредит автомобили стоимостью 15–20 тыс. долл. и выше. Одной из основных причин обращения за кредитом оказалось то, что заем в банке позволяет клиенту автосалона приобрести более дорогой автомобиль, чем тот, который он мог бы купить, не занимая денег. Эксперты считают, что хотя о буме автокредитования в двух столицах сегодня говорить еще рано, спрос на эту услугу быстро растет, а производители, продавцы и банки со своей стороны предлагают все более грамотные кредитные программы. В рамках исследования представители BusinessVision опрашивали москвичей и петербуржцев, купивших автомобиль в кредит. Оказалось, что по 29% опрошенных приобрели машину в ценовых диапазонах 10–15 тыс. долл. и 15–20 тыс. долл. Четверть опрошенных купили автомобиль стоимостью более 20 тыс. долл. В меньшинстве оказались те, кто приобрел автомобиль, стоимость которого не превышает 10 тыс. долл. (17%). Среди причин, которые побудили автовладельцев воспользоваться кредитом, лидируют возможность получить автомобиль немедленно, а не откладывать его покупку на будущее, и возможность оплаты в рассрочку. Самыми важными параметрами при выборе банка респонденты посчитали процент по кредиту (60% опрошенных) и величину первого взноса (36%). При этом 88% опрошенных ранее вообще не пользовались потребительскими кредитами. По данным, полученным BusinessVision, большинство москвичей и питерцев, бравших кредит на покупку автомобиля, наиболее приемлемой рублевой ставкой считают 11–15% годовых. Именно в пользу данного диапазона высказались 31% опрошенных из Москвы и 30% – из Петербурга (четверть опрошенных москвичей считают приемлемой ставку в 6–10% годовых, а для 23% опрошенных жителей Петербурга приемлема ставка от 0 до 5% годовых, а наибольшую процентную ставку – более 25% – считают нормальной 5% респондентов из Москвы и 3% из Петербурга). Это означает, что платежеспособность большинства респондентов позволяет им платить банку за трехлетний кредит до 45% от суммы займа. Но на практике многие платят за кредит еще больше. Например, респонденты, приобретавшие автомобили стоимостью 10–15 тыс. долл., преимущественно брали кредит под 15–20% в рублях. Кроме того, стало известно, что респонденты из Москвы преимущественно ориентированы на более дорогие автомобили. Так, доля опрошенных, планирующих купить автомобили стоимостью 15–20 тыс. долл. и более 20 тыс. долл., составляет соответственно 31% и 30%, в то время как аналогичные показатели по респондентам из Петербурга – 27% и 19%. Таким образом, для внушительной части респондентов кредит сегодня является способом приобрести более дорогой автомобиль. «Тенденция к получению кредита для того, чтобы приобрести более дорогой автомобиль, вполне объяснима. Во-первых, растет благосостояние покупателей – из-за благоприятной общеэкономической ситуации, в том числе и за счет высоких цен на нефть. Получая автокредит, потребители тем самым демонстрируют, что более оптимистично смотрят в будущее, они уверены, что сумеют расплатиться по кредиту. Во-вторых, многие стремятся приобрести хорошую кредитную историю, и, как бы это странно ни звучало, часть покупателей дорогих автомобилей приобретают их в кредит, чтобы легализовать свои доходы. В-третьих, потребители сегодня хотят получать все быстрее и жить полной жизнью именно сегодня, а не тогда, когда удастся накопить на тот же автомобиль. По этой причине крупные покупки в кредит стали обычным делом», – комментирует RBC daily ситуацию директор по маркетингу и PR консультационной компании «АксионБКГ» Павел Парфенов. А один из продавцов автомобилей отмечает, что рост продаж автомобилей в кредит уже превратился в тенденцию. «Основная доля продаж нашей компании приходится на автомобили ценой выше 20 тыс. долл., и показатель продаж в кредит у нас — порядка 15%. Причем продажи в кредит стабильно растут. Причины – появление хороших ценовых предложений по ряду моделей со стороны импортера и предложение более привлекательных кредитных программ со стороны банков, с которыми мы работаем. Спрос и предложение на рынке автокредитования стимулируются сразу несколькими факторами. Продажи в кредит выгодны и клиенту, и производителю, и финансовому посреднику, и по этой причине все идут навстречу друг другу. Возможно, это говорит о стабильности экономической ситуации в целом», – сказал RBC daily директор по маркетингу автоцентра «Атлант-М», дилера автомобилей Volkswagen в России, Евгений Созин. Павел Парфенов солидарен с его точкой зрения: «Хотя как такового бума автокредитования пока нет, уже сейчас кредиты стали основным видом заимствования средств физическими лицами. Несмотря на то что займы все еще дороги, сегодня наблюдается и положительная тенденция – при росте потребительского спроса на кредиты банки облегчают их получение». В этой ситуации спрос на автомобильные кредиты будет только расти. Если в 2004 г., по данным Министерства промышленности и энергетики РФ, в нашей стране продавалось в кредит 20% новых автомобилей, то в 2005 г., по прогнозам министерства, этот показатель может достичь 25–35%. Как сообщили RBC daily в компании BusinessVision, ее эксперты считают данный прогноз справедливым. Отдел экономики Андрей Сердечнов
|
|
|